Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Трагедия на шахте в Западной Вирджинии. Лоббист со связями в руководстве страны признает себя виновными в коррупции. Почему убивают журналистов в России?


Юрий Жигалкин: Трагедия на шахте в Западной Вирджинии. Лоббист со связями в руководстве страны признает себя виновными в коррупции. Почему убивают журналистов в России? Таковы темы рубрики «Сегодня в Америке».

Взрыв на шахте в Западной Вирджинии, где под землей находились тринадцать шахтеров, стал главной новостью Соединенных Штатов в новом году. Рассказывает Аллан Давыдов.

Аллан Давыдов: Пока не ясна причина взрыва, завалившего бригаду шахтеров на глубине свыше 80 метров в штате Западная Вирджиния. Одна из версий - скопление метана. От входа в шахту до места завала - почти три километра. Спасатели пробиваются к нему практически вручную, чтобы не вызвать искру. Одновременно идет бурение вертикального штрека в точке завала. Сегодня многие спрашивают: почему работа шахтера продолжает оставаться опасной и рискованной даже в такой технологически развитой стране как Соединенные Штаты? Попытку анализа делает бывший глава федерального Управления по безопасности на шахтах Девитт Макэтир.

Девитт Макэтир: Бесспорно, в последние 20 лет в горнодобывающей отрасли появилось немало новых видов современного высокопроизводительного оборудования. Но у нас пока нет технологий, позволяющих обходиться в забое без человека. Конечно, год от года совершенствуется безопасность и повышается производительность труда, но не в той степени, чтобы избавиться от проблем, свидетелями которых мы, увы, стали сегодня.

Аллан Давыдов: Упомянутые проблемы во многом сводятся к токсичным и взрывоопасным газам, которые скапливаются даже в сооруженных по современнейшим стандартах шахтах. О том, чтобы полностью избавиться от этого фактора, сегодня не может быть и речи, даже при достаточной финансовой поддержке, считает Девитт Макэтир.

Девитт Макэтир: Можно ли сделать шахты совершенно безопасными? Для нас это пока недостижимо. Однако относительный уровень повышения безопасности повышать можно и нужно. Многие несчастные случаи в шахтах происходят по одной и той же старой схеме - из-за слабого контроля за концентрацией газов. Очень важно научиться вовремя выводить скопления угарного газа и метана из нынешних горнодобывающих систем. Эта проблема актуальна для шахтеров не только нашей страны, но и всего мира. Нынешние вентиляционные системы, отводящие метан и угарный газ - это системы, существующие с незапамятных времен. Чтобы придумать нечто более совершенное, нужны принципиально новые технологии.

Аллан Давыдов: По мнению эксперта, последняя драма на западновирджинской шахте Сэго может являться следствием выявленных на ней ранее многочисленных нарушений правил безопасности.

Девитт Макэтир: Думаю, о многом говорит сам факт роста зафиксированных нарушений правил безопасности на этой шахте за последние пару лет . Уровень травматизма на ней - втрое выше общенационального уровня для шахт такого типа. Полгода назад у шахты поменялся владелец - это также могло усугубить проблему. Мы, конечно, не можем сегодня огульно винить в инциденте руководство шахты. Но я уверен, что все эти три обстоятельства насторожат инспекторов и операторов других шахт и заставят их что-то предпринять.

Аллан Давыдов: Сказал бывший глава федерального Управления по безопасности на шахтах Девитт Макэтир. По данным этого управления, в прошлом году на американских шахтах погибло 22 человека. Для сравнения: в 1980 году число погибших равнялось 133-м.

Юрий Жигалкин: Во вторник бывший известный вашингтонский лоббист Джек Эйбрамофф признал себя виновным в преступном сговоре, мошенничестве и уклонении от налогов в обмен на смягчение приговора. В ближайшее время он начнет давать показания, которые способны, как предсказывают эксперты, разрушить карьеру многих членов Конгресса и чиновников правительства. С породностями из Вашингтона Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: Джек Эйбрамофф был самым могущественным лоббистом Вашингтона. Он обвиняется в том, что направлял полученные от своих клиентов средства на подкуп законодателей. Помимо взносов в их избирательные фонды, Эйбрамофф оплачивал роскошные обеды, круизы и прочие увеселения. В 1997 году на деньги российской нефтяной компании «Нафтасиб» он организовал поездку в Москву бывшему лидеру фракции республиканцев в нижней палате Тому Дилэю, который сейчас сам находится под судом по другому коррупционному делу. Во вторник под давлением улик Эйбрамофф признал себя виновным в преступлениях, за которые ему грозит 30 лет тюрьмы. Об этом объявила на пресс-конференции заместитель министра юстиции США Элис Фишер.

Элис Фишер: Должностные лица и действия правительства - не для продажи. Министерство юстиции будет агрессивно расследовать и доводить до приговора подобные дела, которые разрушают доверие общества к властям. Мы не намерены уходить от исполнения своей обязанности, куда бы ни привели нас следы.

Владимир Абаринов: От имени Белого Дома признание бывшего лоббиста прокомментировал пресс-секретарь Скотт Макклеллан.

Скотт Макклеллан: Я читал статьи, в которых сказано, что его клиентами были и демократы, и республиканцы. Действия, в совершении которых он как будто признался, внушают возмущение. Если он нарушил закон, он должен быть наказан.

Владимир Абаринов: Журналист газеты "Вашингтон Пост" Джеймс Гримальди расследовал это дело два года.

Джеймс Гримальди: В настоящее время мы считаем, что более 20 законодателей, возможно, бывшее второе лицо Министерства внутренних дел, а также ряд советников Конгресса и чиновников федеральных ведомств могут оказаться замешанными в это стремительно разматывающееся дело. Расследование может стать по-настоящему взрывоопасным.

Владимир Абаринов: Джеймс Гримальди полагает, что Эйбрамофф способен дать обличительные показания против целого ряда членов Конгресса.

Джеймс Гримальди: Многие из этих членов Конгресса могут сказать: "Мы получали пожертвования". И это центральный вопрос скандала - имели ли место взятки? Разумеется, нет ничего преступного в том, чтобы получать взносы в свою избирательную кассу. Преступление - это получать подарки в обмен на действия в рамках своих должностных полномочий.

Юрий Жигалкин: О признаниях известного лоббиста, обвиняемого в подкупе некоторых видных американских политиков, рассказывал Владимир Абаринов.

Интернетный гигант «Гугл», совершивший революцию в системе поиска информации на Интернете, намерен распространить ее на мир персональных компьютеров. Если верить американским экспертам, дерзкая молодая компания ведет переговоры с крупнейшей мировой сетью универмагов «Уолмарт», пытаясь договориться о сбыте сенсационно дешевых и доступных почти всем персональных компьютеров. Предварительная цена компьютера - около двухсот долларов. Этим проектом «Гугл» бросит вызов всему компьютерному истэблишменту и, прежде всего, компании «Майкрософту», поскольку «Гугл» намерен отказаться от дорогостоящей операционной системы «Уиндоус» и разработать свою собственную операционную программу специально для дешевого компьютера. «Гугл», провозгласивший добродеяние своим бизнес-кредо, обещает потребителю заманчивое будущее - бесплатный скоростной Интернет, дешевые устройства для записи и воспроизведения музыки и видео, бесплатную видеосвязь.

Во вторник штат Род-Айленд легализовал использование марихуаны тяжело больными людьми, бросив тем самым прямой вызов Верховному суду страны, признавшему всего шесть месяцев назад неконституционными законы десяти штатов, легализующие прием марихуаны как болеутоляющего средства безнадежно больными людьми. Движение за разрешение применения марихуаны в медицинских целях набрало силу в последние несколько лет, после того, как появились научные подтверждения уникальной способности наркосодержащего растения снимать боль и нейтрализовывать другие симптомы пациентов, страдающих от рака и СПИДа. За это время жители десяти штатов получили право по предписанию врача выращивать марихуану дома или приобретать ее в специальных центрах. Федеральные власти, обеспокоенные возможностью злоупотреблений, обратились в Верховный суд с призывом оценить конституционность решения штатных легислатур. Суд счел легализацию марихуаны незаконной, и позволил преследовать употребляющих ее людей в федеральных судах. Решение легислатуры Род-Айленда, попирающее вердикт высшего суда страны, - первый подобного рода вызов штатных властей власти федеральной.

Сорок семь журналистов были убиты в прошлом году в отместку за их деятельность. Об этом сообщил во вторник Американский комитет защиты журналистов. Самым гибельным для репортеров был Ирак. От рук похитителей, убийц и от случайной пули там погибли двадцать два журналиста. В России в прошлом году были убиты два человека, но в последнее десятилетие своей жизнью за профессиональную деятельность расплатились двадцать три репортера. Более опасными для жизни работников прессы были лишь Ирак, Колумбия и Филиппины. Как можно объяснить, что убийство журналистов в России стало, по сути, обыденным явлением? Вопрос исполнительному директору Комитета защиты журналистов Энн Купер.

Энн Купер: Тот факт, что за последние пять лет нераскрытыми остаются более десяти убийств журналистов, прежде всего, говорит об отношении к этой проблеме со стороны властей. Убийцы остаются безнаказанными, это провоцирует новые преступления. Картину дополняет кампания Кремля по нейтрализации прессы, в результате которой журналистские расследования остаются лишь уделом отдельных бесстрашных репортеров, которая привела к тому, что многие из российских журналистов, по их словам, вообще не касаются опасных тем, что они подвергают цензуре каждое свое слово. Давление на прессу привело к тому, что информация о конфликте в Чечне не доходит до россиянина. Сейчас репортеру почти невозможно даже добраться до Чечни.

Юрий Жигалкин: Говоря о нераскрытых убийствах, как вы оценивает расследование по делу об убийстве Пола Хлебникова, один из редких примеров активности российского следствия?

Энн Купер: Да, на это дело было явно затрачено больше энергии, чем на другие расследования убийства журналистов. Тем не менее, мы все еще достоверно не знаем ни подробностей убийства Хлебникова, ни имен заказчиков этого преступления. Я подозреваю, что это дело далеко не завершено, расследование будет продолжено, по крайней мере, мы надеемся, что это произойдет. Российские власти должны понимать, что это показательный случай в глазах международного сообщества. И важен он не только потому, что всем важно убедиться, что правосудие в России может восторжествовать. Если преступники и заказчики убийства Хлебникова понесут расплату, это будет самым сильным предупреждение для тех, кто может вынашивать убийство журналистов. Эти преступления не сойдут с рук. В России, как и в других нормальных странах, убийцы будут пойманы и наказаны.

Юрий Жигалкин: Но, судя по всему, вы не испытываете заметного оптимизма на этот счет?

Энн Купер: Факт остается фактом - условия функционирования прессы в России постоянно ухудшаются. Центральные электронные средства информации перешли сейчас под практически полный контроль правительства. Местная пресса также контролируется местными властями. Сильно затруднены возможности для сбора информации западными журналистами. Результат сегодня совершенно очевиден - большинство россиян потеряло доступ к независимым источникам информации.

Юрий Жигалкин: Говорила исполнительный директор американского Комитета защиты журналистов Энн Купер.

В первые дни нового года американская музыкальная индустрия пытается скорее стряхнуть с себя нервные эмоции 2005 года с его десятипроцентным падением продаж компакт дисков. Сейчас фирмы звукозаписи пытаются сконцентрироваться на приятном - на новичках, обещающих превратиться в большим звезд в новом году. Одна из этих новичков - Шэннон Браун, известная, впрочем, в узком кругу любителей кантри музыки довольно давно. Ее сингл «Corn Fed» («Вскормленная кукурузой») предваряет выход большого альбома.

XS
SM
MD
LG