Ссылки для упрощенного доступа

15-летний Антон Филимонов подозревается в убийстве собственной матери, белорусской журналистки Вероники Черкасовой


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.

Андрей Шароградский: Подозреваемый в убийстве собственной матери известной белорусской журналистки Вероники Черкасовой, 15-летний Антон Филимонов, опасаясь за свою жизнь, переехал из Минска в Москву. Родственники подростка считают, что Антон Филимонов обвиняется необоснованно, что следователи с грубыми нарушениями ведут уголовное дело об убийстве Вероники Черкасовой. Над темой работал мой коллега, корреспондент Радио Свобода в Москве Максим Ярошевский.

Максим Ярошевский: Антон Филимонов на сегодняшний день является единственным подозреваемым в деле об убийстве Вероники Черкасовой. Тем не менее, коллеги журналистки в Белоруссии продолжают называть это преступление политическим и заказным. Более подробно рассказывает корреспондент Радио Свобода в Минске Игорь Корней.

Игорь Корней: Веронику Черкасову убили ножом. Всего на ее теле впоследствии насчитали 43 ножевых ранения. Осмотрев на следующий после убийства день место преступления, следователи оценили ситуацию однозначно. Вероятность проникновения в квартиру случайного человека практически исключена. Убийца не тронул золотые украшения Вероники, деньги в кошельке и 1350 долларов в письменном столе. Поэтому версия ограбления были исключена. Следствие стало настаивать исключительно на бытовом убийстве. Главными подозреваемыми в одночасье стали 15-летний сын Вероники Антон Филимонов и ее отчим Владимир Мележко. Вот уже три месяца, как на работу, оба ходят на допросы в городскую прокуратуру. В начале февраля следователи приехали в школу, где учится Антон, чтобы доставить его на принудительную психиатрическую экспертизу. Только вмешательство бабушки, матери Вероники, остановило подобную попытку. Рассказывает Диана Черкасова.

Диана Черкасова: Антон сумел позвонить нам. Мы с мужем приехали туда. Они хотели его брать и везти туда. Мы им не дали этого сделать. Произошел скандал. Много было шума. Уезжая, сказал, что все равно придется там пройти обследование. На каком основании, непонятно.

Игорь Корней: Журналисты независимых изданий, проводившие собственное расследование, уверены: именно профессиональная деятельность Вероники Черкасовой стала причиной ее гибели. В последнее время она активно контактировала с одним из сотрудников белорусского "Инфобанка", который непосредственно занимался финансовой стороной военных контрактов с Ираком. Незадолго до смерти Черкасова собирала информацию об "Инфобанке", особенно в части возможного отмывания средств от продажи оружия Ираку. Неизвестно планировала или нет Черкасова публикацию о торговле оружием, но ее тесные контакты с банкиром и сбор материала вполне могли кого-то напугать. Как считает руководитель белорусского агентства расследований, журналист Сергей Зацук, не банкиров, а кого-то более значительного.

Сергей Зацук: Это чистой воды журналистское расследование. Здесь следствие совершенно ни при чем. Они там идут своим путем, мы идем своим путем, где-то мы продублировали их, где-то как-то отошли от их пути, я в дело их не заглядывал. Тайну следствия не нарушал.

Игорь Корней: Главным подозреваемым в убийстве Вероники Черкасовой по-прежнему остается ее сын Антон Филимонов. Его родные говорят, что статус подозреваемого уже довел парня до нервного срыва, а попытки усадить его в психушку и вовсе прямая дорога к помешательству.

В конце прошлой недели Антона Филимонова отправили в Москву к его отцу, с которым Вероника Черкасова уже много лет в разводе. Диана Черкасова, мать Вероники, говорит, что иного выхода у них не было. Оставаться в Минске Антон не мог уже физически.

Диана Черкасова: Мы вообще его боимся выпускать, потому что они приехали в школу, сорвали его с урока. Если бы не приехали, они был его увезли, причем у Антона стоял вопрос о том, что его нужно срочно госпитализировать в урологическое детское отделение, потому что у него белок превышает единицу, а это очень высокий белок.

Игорь Корней: Редакция еженедельника "Солидарность", где до последнего времени работала Вероника Черкасова, пообещала премию в 1,5 тысячи долларов тому, кто поспособствует раскрытию загадочного и жестокого убийства сотрудницы издания. Пока не отозвался никто.

Максим Ярошевский: Опасаясь за свою жизнь, Антон Филимонов переехал из Минска в Москву к своему отцу. Только тут он смог рассказать, как белорусская милиция, нарушая все возможные законы, проводила допросы 15-летнего подростка.

Антон Филимонов: Меня пригласили в РУВД. Там без законного представителя, безо всех, я сидел с тремя служащими РУВД, где-то 5 с небольшим часов без перерыва длился допрос. Чуть ли не доходило до такого, что вообще сколько я знаком с матерью, поскольку мы как-то жили некоторое время порознь из-за того, что у матери была работа, мной заниматься было очень сложно, поскольку целый день был просто занят. Вопросы были от того - почему жили порознь, когда мне было года 3? - и до того - что ты тогда делал 20-го числа?

Максим Ярошевский: Подозревая Антона в убийстве собственной матери, милиционеры, работающие над этим делом, провели 25 различных экспертиз, включая пробы слюны, отпечатки пальцев и срезы с одежды. На чем именно строится следствие и почему подозреваемым стал именно сын белорусской журналистки, рассказывает отец Антона Дмитрий Филимонов.

Дмитрий Филимонов: Находился он на самом деле на компьютерном рынке, потому что Антон почти профессиональный компьютерщик. Когда он прогуливал физкультуру, он позвонил матери. Этот телефон с мобильного телефона подхватила сотовая вышка, которая стоит ближе к дому матери, нежели та вышка, которая ближе к компьютерному рынку. Вот на этой технической детали и строится все подозрение. Антон, по идее, за 45 минут должен был съездить к дому матери (не знаю сколько там километров, но достаточно далеко), совершить убийство, замести следы, вернуться в школу на следующий урок, написать спокойно диктант, отсидеть следующие уроки. Вот такая история.

Максим Ярошевский: Российский журналист, корреспондент Первого канала Павел Шеремет считает, что работа следователей в Минске схожа с расследованием убийства оператора Первого канала Дмитрия Завадского.

Павел Шеремет: Безусловно, это будет интерпретировано белорусскими властями, как бегство от правосудия, как желание скрыться от справедливого возмездия, как попытка обмануть следствие. Возможно, следует ожидать каких-то силовых действий белорусских властей, тайных или явных. Но на чашу весов были положены, с одной стороны, проблемы, которые могут возникнуть в связи с переездом Антона в Москву, в другую страну, жизнь подростка... Эта бытовая версия банальная. Она лежит на поверхности. Она всем понятна. Она приходит в голову в первые же минуты после того, как вы узнаете о том, что произошло. Но это самый простой и самый легкий путь. Если бы все было так просто, то мы бы уже давно знали убийц Вероники. Но белорусские следователи все равно продолжают двигаться по этому простому пути, точно так же как они двигались в ходе расследования обстоятельств похищения Дмитрия Завадского и других известных политиков.

XS
SM
MD
LG