Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

В Петербурге открывается международный фестиваль хорового искусства


Программу ведет Татьяна Валович. Принимают участие директор фестиваля "Поющий мир" Сергей Екимов, руководитель Оренбургского муниципального камерного хора Ольга Серебрийская и корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Дмитрий Казнин.

Татьяна Валович: Сегодня в Петербурге открывается третий международный фестиваль хорового искусства «Поющий мир».

Дмитрий Казнин: Первый фестиваль хорового искусства "Поющий мир" прошел во время 300-летия Петербурга, в 2003 году. Рассказывает директор фестиваля Елена Бизина...

Елена Бизина: Назвали мы его "Поющий мир". Мы тогда собрали первый раз 10 коллективов, в основном были наши, петербургские, ну, и было несколько иностранных коллективов. И вот третий год уже подряд мы эту идею продолжаем, потому что, оказывается, как выяснилось, она очень востребована. Во-первых, очень большой интерес у публики, у нас все залы переполнены и всегда очень много народу. Во-вторых, очень большой интерес самих хоровых коллективов. Идея такая, что хоровое пение требует хорошей акустики и поэтому, естественно, концертные площадки должны быть, желательно, без микрофонов, а это в основном церкви, соборы, то есть такие здания, которые дают возможность показать всю красоту этого пения. Мы пошли по такому пути, мы решили проводить фестиваль в церквях и соборах. Если раньше это были в основном, скажем, лютеранские соборы, римско-католические, то потихонечку мы начали задействовать наши православные соборы, и мы очень рады, что они идут нам навстречу, дают возможность выступать.

Дмитрий Казнин: На этот раз концерт русской духовной музыки пройдет в Казанском и Троицком соборах, впервые в этом году концерт пройдет в Александро-Невской лавре.

В этом году в Петербург приезжают коллективы из девяти стран. По словам Елены Бизиной, будет много интересных хоров.

Елена Бизина: Интересным будет, наверное, хор мальчиков из Киева, с Украины, потому что это лауреаты всяческих международных конкурсов, это интересно, это очень качественно. Очень интересные итальянские хоры всегда к нам приезжают. Два года подряд были мужские хоры, в этом году у нас смешанный хор итальянский. Я думаю, что интересный финский ансамбль будет, потому что это профессиональные люди очень.

Дмитрий Казнин: Уже третий фестиваль «Поющий мир» проходит практически на энтузиазме его организаторов. Администрация города оказывает скорее моральную поддержку, серьезные спонсоры и меценаты как-то не спешат помогать далекому, видимо, от них жанру. И это при том что в Петербурге это единственный подобный фестиваль, когда одновременно, на неделю, в город съезжаются лучшие хоровые коллективы из разных стран. Да и в России подобных фестивалей - единицы, таких же как «Поющий мир» нет вовсе.

Татьяна Валович: Сегодня у нас в гостях художественный директор хорового фестиваля "Поющий мир" Сергей Екимов и руководитель оренбургского муниципального камерного хора Ольга Серебрийская.

Ольга, насколько я понимаю, вы два часа назад прибыли в Петербург, да?

Ольга Серебрийская: Да.

Татьяна Валович: Вы впервые будете участвовать в этом фестивале?

Ольга Серебрийская: В этом фестивале впервые.

Татьяна Валович: Почему решили? Что вас привлекло?

Ольга Серебрийская: Ну, вообще, мы откликаемся всегда на все интересные вещи и впервые на этот фестиваль, потому что он действительно очень интересный. Привлекает и состав, конечно, разнообразный, потому что жанр хоровой, но там и ансамбли, и детские коллективы, и мужские, и смешанные хоры. Без номинаций, только оценивается мастерство. Не выиграешь никаким составом, это, конечно, очень трудно. Конкурсная программа привлекает тем, что музыка современная в чести, потому что это страшно, когда приходится много лет ждать, пока до кого-то дойдет, что сегодня с нами рождается музыка и она должна с нами жить, и люди должны воспитываться именно на сегодняшней музыке, она потрясающая. Второй момент - фестиваль привлекает тем, что есть возможность попеть в соборах. Я не могу сказать, что наш коллектив обижен пением в соборах, но в этих соборах мы не пели, поэтому мы не могли это пропустить.

Татьяна Валович: Ольга, а можно ли говорить о каком-то жанре, в котором работает именно ваш коллектив?

Ольга Серебрийская: Направление есть. Это духовная музыка, я подчеркиваю, это от Бортнянского и раньше, и до сегодняшнего дня, включая то, что пишут сегодняшние композиторы. Я им очень верю в духовной музыке. Потом мы используем народные песни. Я могу говорить о своем городе, своем регионе, где в почете народные хоры, фольклорные коллективы. Мне трудно пробиваться. И я, когда пою народную музыку, всем доказываю, что это не одно и то же, что петь ее в костюмах, с косами и антуражем, с танцами. Романсы хоровые, классика русская.

Слушатель: Я жил некоторое время в Таллинне и там имел возможность сравнить пение хоров на втором этаже, который называется хоры, и, наверное, оттуда произошло название "хор", когда группа лиц пела. И в русской церкви на улице в Вене, когда на уровне с публикой. И все-таки когда они находились на втором как бы этаже, над головами слушателей, более возвышенный такой получался звук, более красивый. Поэтому, все-таки, наверное, лучше такие вещи проводить в храмах, где есть хоры, откуда петь могли бы люди.

Сергей Екимов: В этом есть своя истина, потому что в любой церкви, особенно если говорить о католических церквях, лютеранских и евангелических, там действительно есть хоры, где установлен орган и хоровые коллективы помещаются вокруг. Именно оттуда во время богослужения, чтобы не мешать действию священника, который находится внизу, там хор располагается и, с акустической точки зрения, это очень всегда звучит выигрышно, а для того, кто приходит в церковь, для прихожан кажется, что звук идет откуда-то с небес, не видно хора.

Татьяна Валович: Где будут петь коллективы, на хорах?

Сергей Екимов: Видите ли, на хорах будет не видно, кто поет, поэтому, конечно, мы по разрешению настоятелей каждого из соборов встаем к алтарю, лицом к публике и поем все-таки таким образом, чтобы было видно, кто это делает.

Татьяна Валович: Если лютеранские и католические церкви - это действительно готовые концертные залы, потому что там есть скамьи, на которых сидят прихожане, то как же все будет проходить в Казанском соборе, стоять будет публика?

Сергей Екимов: Три площадки есть, которые в этом году представили возможность для выступления - Казанский собор, Троицкий собор и еще одна точка, Александро-Невская лавра, но там концерт пройдет не в самом соборе, а в небольшом, специально построенном концертном зале, который только-только начинает существовать. Но еще будет и Петропавловская церковь, собор святых Петра и Павла в самой Петропавловской крепости. Была возможность даже поставить стулья и сидеть в Петропавловском соборе. В этом году, также как и в кафедральном Казанском соборе, все-таки настоятели приняли решение о том, что концерты должны проходить в том режиме, что публика будет стоять во время представления. Поэтому концерты будут не очень продолжительные, но, я думаю, что достаточно интересные.

Татьяна Валович: Можно ли говорить о том, что расширяется география фестиваля. Насколько мы услышали из репортажа, несмотря на то, что он существует действительно на энтузиазме, вы надеетесь существовать и дальше?

Сергей Екимов: Да. В этом году мы разослали огромное количество приглашений, но приехал к нам 21 коллектив. Фестивальная программа занимает на протяжении 6 дней по 3-4 концерта в день, кроме дня открытия и закрытия фестиваля. Есть заявки уже и на следующий год, и даже через год от коллективов из Америки, из Италии, из Южной Кореи, то есть коллективы, которые планируют на перспективу, они не могут сразу откликнуться, но тем не менее собираются. Значит, фестиваль будет осуществляться.

Татьяна Валович: Но долго ли на энтузиазме можно протянуть? Кто-то все-таки должен помогать.

Сергей Екимов: В этом году уже комитет по культуре наконец внес нас в реестр своих мероприятий культурных, мы уже какую-то сумму все-таки от них получили. Конечно, она незначительная и она даже не покрывает какие-то наши внутренние расходы, но тем не менее все-таки уже какой-то плюс в этом есть. И все-таки у фестиваля есть спонсоры, пусть они не всегда помогают финансово, но где-то они помогают рекламно, где-то они помогают какими-то естественными товарами, которые сопутствуют нашему фестивалю, в общем, это тоже все нам очень помогает.

Татьяна Валович: А петербургские хоры имеют какое-то преимущество или на равных участвуют?

Сергей Екимов: В первом фестивале, во втором фестивале петербургских коллективов, может быть, было больше, чем всех остальных участников, потому что, конечно, пока о фестивале мало знали, в основном мы строили наши концерты на петербургских коллективах. В этом году Петербург представлен из 21 участника всего пятью коллективами, из которых один - камерный хор, один - женский хор Музыкального колледжа имени Римского-Корсакова, это такой студенческий молодежный коллектив, и три вокальных ансамбля - женский и два смешанных. Все остальные коллективы - это гости нашего города, нашего фестиваля.

Татьяна Валович: А какой-то специальный отбор проходили участники?

Сергей Екимов: Да, участники должны были прислать компакт-диск с записью своего коллектива. И если художественный уровень устраивал оргкомитет нашего фестиваля, то мы уже высылали соответствующее приглашение.

Татьяна Валович: Наверное, именно хоровое пение лучше один раз услышать. Поэтому давайте представим хоть одного участника какого-нибудь. Что можно послушать?

Сергей Екимов: Вы знаете, такой, может быть, несколько неожиданный сейчас будет жанр. Потому что обычно хоровой фестиваль ассоциируется, и Ольга начала свой разговор с этого, с духовной музыкой, с народной музыкой своей страны, а вот сейчас вокальный секстет из города Павловска, это пригород Петербурга, исполнит сочинение американского композитора. Это вокальный секстет, который называется Anima. Он основался всего лишь год назад. Фактически на этом фестивале будет такая презентация, премьера этого ансамбля.

Звучит вокальный секстет Anima

Татьяна Валович: Ольга, у вас в названии присутствует слово "муниципальный", значит ли это, что у вас какая-то есть поддержка от муниципалов?

Ольга Серебрийская: У нас есть зарплата и это все. Когда-то мы начинали вообще из ничего и два года мы бесплатно, на одном энтузиазме, в основном мои студенты. Я работаю в институте имени Ростроповичей, отца и сына. Когда-то это было все трудно. Но потом маэстро Мстислав Леопольдович нам очень помог. И помогла наша землячка, всю жизнь ленинградка, петербурженка, народная артистка Советского Союза, солистка Мариинского театра Людмила Филатова. Она тоже приехала в наш город, мы с ней спели несколько концертов как раз духовной музыки в нашем соборе, и так убедились власти в том, что все-таки классическое искусство должно быть в сельскохозяйственном регионе.

Татьяна Валович: В Оренбурге насколько распространено хоровое пение, и как власть относится к такой культуре?

Ольга Серебрийская: Очень поддерживает. Я еще раз подчеркиваю эту мысль, очень поддерживает, но государственный академический народный хор с большими традициями, коллектив очень стоящий, на высочайшем уровне, все время имеющий гастроли. Но эта линия, только фольклора, трудно пробиваться. Все мысли о хорошем связаны с молодым институтом, которому всего 8 лет, и за которым, я думаю, будущее.

Татьяна Валович: Сейчас можно услышать очень часто такие разговоры, что, в общем-то, хоровое пение ушло из общеупотребительного, только энтузиасты действительно поддерживают это на плаву. На ваш взгляд, каково будущее хорового пения?

Ольга Серебрийская: Не умрет, точно, потому что даже, как в обиходе это слово, крутые и богатые, и еще как-то их называют, люди и то поворачиваются, у них теплеет на душе. Если говорить о спонсорах, то какие-то уже, к которым обычно прибегаем, всякие "никели", "нефти" и так далее, не очень откликаются, а бывает, что какой-то человек, ему запало что-то в душу, он случайно где-то это услышал… Ну и потом, мы поем в соборах, и довольно часто, каждый человек в своей жизни все-таки прибегает к очищению души и в этом что-то видит. Ведь строят храмы сейчас очень много. Не знаю, как здесь, у нас просто растут, наравне с коттеджами, храмы, простите уж за такие сравнения. И я думаю, что все-таки, пусть это не тот путь, которым мы бы хотели, чтобы шло развитие хорового искусства, но в данной трудной ситуации, которая у нас в стране, нам все равно, каким образом все это соединится.

Татьяна Валович: Сергей, раньше застолья с хорошим хоровым пением очень можно было часто встретить в России. Например, мой прадедушка руководил гимназией, он был учителем пения, и мама рассказывала, что, когда приходили гости, не обходилось без музицирования, причем на таком хорошем уровне, пели на несколько голосов песни. Сейчас разве что караоке можно услышать. Как вы считаете, каково будущее хорового пения?

Сергей Екимов: Мне кажется, что все это продолжается, во всяком случае в нашей среде хоровой без хоровой песни ни одни гастроли не складываются, пока едешь туда или обратно, ни одно застолье, друзья, знакомые...

Татьяна Валович: Но это для вас, для которых хор - это стиль жизни!

Сергей Екимов: Я думаю, для того, чтобы убедить, каков на сегодня спрос на хоровую музыку, и что она из себя представляет, надо просто прийти сегодня к нам на открытие нашего фестиваля и посмотреть, кто к нам приехал, какую музыку нам привезли и сколько народа сегодня придет.

Татьяна Валович: Давайте еще раз напомним, где будет открытие фестиваля...

Сергей Екимов: Сегодня, 5 августа, в пятницу торжественное открытие фестиваля пройдет в кафедральном соборе святых Петра и Павла, это Невский проспект, дом 22/24.

Татьяна Валович: А нужны ли какие-либо билеты? Как будет проходить фестиваль?

Сергей Екимов: Одна из отличительных черт нашего фестиваля (такого второго фестиваля в Петербурге просто нет) - на все концерты фестиваля, начиная с сегодняшней церемонии открытия до закрытия фестиваля, которое будет в большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича, даже туда никто не должен покупать билеты, потому что вход везде свободный. То есть, если вам понравилась та или иная программа, вы хотите прийти в тот или иной зал, в ту или иную церковь, вы приходите со своими друзьями, знакомыми и получаете удовольствие.

Татьяна Валович: А где можно узнать поподробнее программу, есть ли они, скажем, в театральных кассах, афиши с полным расписанием?

Сергей Екимов: Я думаю, что если вы придете сегодня на открытие, во-первых, там будут красочные каталоги, в которых есть все участники фестиваля, творческий путь каждого коллектива, фотографии, вся программа фестиваля. Там же есть и афиша, маленькие буклеты, брошюры, все это выпущено и все это можно будет посмотреть. Я думаю, что будет еще какая-то реклама на радио, телеканалы тоже освещают работу нашего фестиваля. Я думаю, что информацию также можно получить в интернете.

Татьяна Валович: Вы затронули работу со средствами массовой информации. Насколько сейчас к хоровому искусству они проявляют интерес? Засилье эстрадной, поп-музыки мы можем наблюдать. Только, может, канал "Культура" регулярно что-то дает.

Сергей Екимов: Вы знаете, интерес есть. В прошлом году мы были потрясены, потому что каждый концерт начинался с того, что приезжало несколько телеканалов и радиостанций...

Татьяна Валович: Вы не связываете это с тем, что просто сейчас лето, затишье и снимать нечего?

Сергей Екимов: Я думаю, что в какой-то степени это тоже есть, потому что вот тот вакуум, в котором проходит наш фестиваль, это действительно перерыв между только что закончившимся громким фестивалем "Звезды белых ночей" под управлением маэстро Гергиева и новыми фестивалями, новым сезоном, который начинается где-то с конца августа. Это такое удачное время, в которое, конечно...

Татьяна Валович: Вы специально так подгадали?

Сергей Екимов: Не то что специально, но где-то, конечно, такие мероприятия, как фестивали в нашем городе, всегда согласовываются. И мы нашли такое время, когда это удобно и публике, и гостям, которые приезжают в город, потому что, конечно, многие хотят посмотреть Петербург, не только выступать.

Татьяна Валович: Еще очень интересный у вас будет концерт, который называется "Реквием при свечах". Кстати, достаточно он символичен, потому что пройдет как раз 6 августа, это день бомбардировки Хиросимы, он как раз, наверное, и связан с войной?

Сергей Екимов: Он связан и с этой датой, и связан с продолжением празднования 60-летия Великой Победы. Это будет не панихида, это будет, несмотря на такое название "Реквием при свечах", скорее всего, ода жизни сегодняшней. Он будет состоять из трех частей. Это будет происходить 6 августа в субботу у Петропавловской крепости на площади, будет эстрада сделана, специальная подсветка, звук. Вначале хоровые коллективы в память будет петь духовную музыку, затем будет блок, в котором ветераны будут вспоминать, читать стихи, а хоровые коллективы будут петь замечательные песни военных лет Вениамина Баснера, Соловьева-Седова, Александры Пахмутовой. И третий блок - это уже наша современная жизнь, это будут современные эстрадные композиции. Но несмотря ни на что венчать все будет финал оперы Глинки "Иван Сусанин", знаменитое "Славься" с духовым оркестром и сводным хором в 200 человек.

Татьяна Валович: Только остается пожелать, чтобы питерская погода наша капризная не помешала. А как-то можно себя обезопасить, что-то предусмотрели вы уже?

Сергей Екимов: Поскольку это в Питере, то теперь все сцены такие импровизированные делаются с большими навесами, чтобы хотя бы артисты, которые будут работать, не промокли насквозь. Ну, а публика, по-моему, в Питере всегда ходит с зонтиками.

Ольга Серебрийская: Помолиться.

Татьяна Валович: Еще предлагает Ольга помолиться, чтобы попросить хорошей погоды для фестиваля.

Сергей Екимов: Сегодня в соборе будем молиться, открывая сегодняшний фестиваль.

Слушатель: Я хотел бы особую благодарность выразить организаторам всего этого фестиваля. И большой поклон, что они возрождают вот это хоровое искусство. Я уже достаточно взрослый человек, но я помню, как в школе у нас был хор, и мы соревновались по районам и так далее.

Татьяна Валович: Кстати, наш слушатель очень интересную мысль затронул о школьных хорах. Ведь посмотрите, что происходит сегодня, учителя пения в общем-то не найти, и очень многие родители считают, что, боже мой, да зачем же еще на уроки пения в школе тратить драгоценное время, здоровье детей. А как вы считаете, в школе должны быть уроки пения?

Сергей Екимов: Должны быть, конечно. Они всегда были.

Татьяна Валович: А они как-то помогают учебе, на ваш взгляд?

Сергей Екимов: Я сейчас вспоминаю не такое, наверное, еще давнее свое прошлое. Уроки музыки, конечно, такое своеобразное оставили впечатление. Меня спасало то, что я учился параллельно в музыкальной школе.

Татьяна Валович: То есть опять же зависит от педагога?

Сергей Екимов: Конечно, от того, как преподавать и что преподавать. Несмотря ни на что наша программа, которая существует, требует большой корректуры под сегодняшний день. Я, как преподаватель музыкального колледжа Римского-Корсакова могу сказать, что к нам приходят, можно сказать, лучшие молодые люди для того, чтобы обучаться профессионально уже нашей специальности, дирижерско-хоровому искусству, и то огромные проблемы с культурой общения, с воспитанием. Это лучшие, а что происходит...

Татьяна Валович: Педагоги-логопеды отмечают, что пение для нынешних детей очень бы помогло становлению русского языка и даже грамотности.

Сергей Екимов: Это так и есть.

Ольга Серебрийская: Фтизиатры тоже отмечают.

Татьяна Валович: Правильно, ведь сколько проблем с теми же легкими, особенно это для петербургских детей актуально.

Слушатель: В котором часу начинается фестиваль?

Сергей Екимов: Начало сегодняшнего концерта в 18 часов. Приходите пораньше, потому что, во-первых, одних участников около 400 человек, поскольку это много коллективов, и, как показывает практика, за полчаса лучше подойти. Начало концерта в 18 часов, кафедральный собор святых Петра и Павла, Невский проспект 22/24.

Татьяна Валович: Во время концерта не будут закрываться двери собора или будет возможность войти, потихонечку послушать и, если устали, выйти?

Сергей Екимов: Да, возможность будет. Поскольку наша церемония идет без перерыва, учитывая то, что это собор, это не концертный зал. Как показывает практика, гала-концерты длятся по 2-2,5 часа, поэтому, конечно, если кто-то устал, всегда можно выйти, вернуться. Довольно демократическая атмосфера. Но, конечно, в рамках культуры, уважения к исполнителям, потому что когда ты поешь на сцене и кто-то хлопает дверью, входит, выходит, это всегда очень неприятно. Поэтому соблюдать какие-то каноны необходимо, но в разумных пределах.

Татьяна Валович: Меня, например, удивило участие коллективов из Нигерии и Конго. Во-первых, насколько может их хоровое искусство отличаться от русского? И сразу же такой подвопрос: а что сейчас знают за рубежом о хоровом современном искусстве в России?

Сергей Екимов: Что касается такой экзотики, Центральной Африки, из двух этих коллективов, к сожалению, ансамбль из Нигерии не прибудет на фестиваль, он приедет в следующем году, это по чисто техническим моментам, там были проблемы с визами. А хор из Конго сейчас летит в Санкт-Петербург. У них только перелет занимает несколько дней, поскольку они летят через разные точки, с остановками, действительно, достаточно далеко находятся. Конечно, у них своя культура, но тем не менее для того, чтобы им узнать, что такое Петербург, они даже прислали бригаду телевидения в феврале, которая приехала сюда, снимала ролик о городе, снимала концертные залы, потом там это показывало по центральноафриканскому телевидению. Они там нашли спонсоров, нашли средства и сейчас летят к нам. К этому даже подключалось посольство республики Конго, которое расположено в Москве, в Петербурге никаких представительств нет. Это все довольно интересно. Но все это интернет, это мое современное общение. Что касается Европы, то она очень хорошо знает российские коллективы, потому что, наверное, нет ни одного международного хорового конкурса в Европе, на котором бы российские коллективы не занимали бы призовые места, ну, а чаще это бывают первые и вторые места, поскольку все-таки российские коллективы, наверное, пока еще, наряду с прибалтийскими, держат марку самых высокопрофессиональных хоровых коллективов. И пение русских хоров всегда очень ценится и вызывает огромный интерес, уважение на Западе. Тем приятнее, что наконец-то в рамках нашего фестиваля в этом году мы проводим тоже конкурс. Это будет первый международный конкурс хоровых коллективов, который называется также, как и наш фестиваль, "Поющий мир". Будет он проходить 9 августа, это вторник, в зале музыкально-педагогического колледжа N3, это улица Воскова, дом 1. Вход, естественно, свободный. С 12 часов - конкурсная программа. 10 коллективов поют по 20 минут музыки. Сочинения XX века, 5 произведений, это все было обговорено в регламенте. Судит международное жюри под председательством заведующего кафедрой хорового дирижирования Петербургской консерватории, профессора Валерия Успенского. Выдающиеся музыканты входят в состав жюри, как российские, так и зарубежные, в том числе композитор, народный артист России Юрий Фалик, композитор, который написал очень много хоровой музыки, один из самых популярных хоровых композиторов, наверное, в России, хотя он наш соотечественник, горожанин, живет в Петербурге. Мне очень приятно, что Ольга и Оренбургский муниципальный камерный хор уделяют огромное внимание современной музыке и, в частности, сочинениям петербургских композиторов. Я сам услышал этот хор впервые несколько месяцев назад, когда они приезжали в Петербург на другой фестиваль, на гастроли, и сделал предложение приехать к нам на фестиваль, и Ольга откликнулась. Как раз в их репертуаре очень много сочинений петербургских композиторов. В частности, сегодня они будут исполнять два сочинения двух наших великих композиторов Фалика и Гаврилина.

Слушатель: Уважаемые гости студии, очень хорошая передача. Хор и, вообще, уроки пения имели огромное значение. Это понимали в советский период. Во-первых, это и развивало вокальные данные учеников. Почему у нас по стране были очень хорошие исполнители вокальные. Сейчас, вы же видите это, безголосый чес, который проталкивает Пугачиха с деньгами своими, а "Фабрика звезд", омерзительная просто?! Пение развивает дыхание, его можно приравнивать к физическому воспитанию. Не кажется ли вам, что это сознательно делается, все, что хорошо детям, что хорошо народу русскому, все это сейчас в буквальном смысле по программе американской просто уничтожается?

Ольга Серебрийская: Я не политик, это уже совершенно другие сферы. Я могу поддержать в том, что меня тоже возмущает, что хор из школы вытеснен, вытеснен конкуренцией другого совершенно искусства, пришла эстрада в детские коллективы. Я не против нее, как жанра, но это повсеместно, это очень внедряется, это гораздо проще, конечно, это не требует таких усилий, не требует специальной школы, знаний, грамоты.

XS
SM
MD
LG