Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Открылся кинофестиваль в Локарно


Андрей Плахов: Когда-то фестиваль в Локарно называли самым маленьким из больших. Сейчас это уже не так. Достаточно посмотреть на каталог, тяжелый, как кирпич, весь заполненный мельчайшим шрифтом. Всего 350 фильмов, полтора десятка программ и ретроспектив. Главная в этом году посвящена Орсону Уэллсу, который показывается целиком, с короткометражками и актерскими ролями. К этой программе выпущена толстая книга и организовано множество семинаров, посвященных тому или иному фильму классика. За последние годы, в Локарно разрослась система оммажей, чествований крупных кинематографистов. Эта церемония тоже проходит на Пиацца Гранде и сопровождается показом фильмов, представляющих собой визитные карточки награждаемых. Сегодня вечером показывают мелодраму Вима Вендерса, «Не входи, не постучав» и вручают ее создателям Почетного Леопарда. Такие же золотые фигурки приготовлены для Терри Гильяма, и Аббаса Кьяростами. Приз бывшего президента фестиваля, Раймонда Иццони будет вручен британскому продюсеру Джереми Томасу. Есть еще Locarno Excellence Award, знак отличия, который начали присуждать с прошлого года. Его первым лауреатом стал Олег Меньшиков. В этом году лауреатов уже трое: Джон Малкович, Сюзан Сарандон и оператор Витторио Стораро. Есть еще конкурс фильмов, снятых для видео, специальная программа кинематографистов сегодняшнего дня, обзор кино стран Магриба, альтернативная неделя критики, и т. д. В конкурсе самый неожиданный фильм представляет испанский режиссер Рамон Салазар, последователь Альмодовара. Картина называется «20 сантиметров». Это – длина пениса, от которого, как от проклятия природы, мечтает избавиться главный герой, уже давно выступающий в обличии женщины. Загвоздка в том, что ее (или его) любовник очень любит, когда этот пенис используют по прямому назначению. Трагикомедия про транссексуала могла бы остаться социально-феминистским эссе, если бы режиссер не превратил его в парад блестящих музыкальных номеров. Исполнительница главной роли, Моника Сервера, перепевает шлягеры Сальваторе Адамо, соревнуется с Лайзой Минелли и Миком Джаггером, а специальная операция по перемене пола проходит под песню “I Want to Break Free” Фредди Меркьюри и сопровождается танцем на хирургическом столе. Смелая смесь мюзикла-психодрамы и комедии характерна для киностиля наших дней, и представлена, например, в недавнем фильме Цая Минь Ляня, «Капризное облако». Поскольку Цай Минь Лянь входит в состав жюри в Локарно, можно ожидать, что он сумеет оценить эксперимент Рамона Салазара.

Фильмы, которые показывают на Пиацца Гранде, далеки от экспериментов и чаще всего следуют известным клише. Несколько лет назад открытием Пиаццы был британский «Полный стриптиз» - о группе безработных, нашедших небанальный выход из ситуации. Они подкачивают свои не самые юные целлюлитные тела и становятся стриптизерами, к восторгу местных дам. Потом, фильмы такого рода стали буквально клонироваться. В этот раз на Пиацце показали картину «В ясный день», режиссера Габи Деллал. Здесь безработным работягам приходит в голову другая гениальная идея: их лидер, 55-летний мужчина, переплывает Ла-Манш, не только устанавливая рекорд, но и приобретая уважение собственного сына. В фильме как всегда прекрасно играют британские актеры Питер Мюллан и Бренда Блетин, хотя социальный реализм британского кино выродился в слащавую сказку. Любые проблемы решаются здесь играючи, а политкорректность и оптимизм ориентированы на зрителей любого возраста и социального круга.

XS
SM
MD
LG