Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Свердловская государственная филармония открывает свой 70-ый сезон


Программу ведет Олег Вахрушев. В программе принимает участие Дмитрий Лисс, художественный руководитель и главный режиссер Уральского академического филармонического оркестра.

Олег Вахрушев: Свердловская государственная филармония открывает свой 70-ый сезон. Первая за все годы существования капитальная реконструкция здания, обновленные трубы, восстановленные по первоначальным эскизам дубовые двери и соскучившиеся за лето посетители. Подробности у екатеринбургского корреспондента Радио Свобода Ирины Мурашовой.

Ирина Мурашова: Изменения в работе Свердловской академической филармонии начались в конце 90-х годов. Классическое учреждение решили превратить в организацию, которая одновременно формирует и учитывает общественное мнение, а также идет навстречу интересам публики, в том числе и тем ожиданиям, о которых публика сама еще даже не знает.

В те же годы филармония начала активно формировать среду постоянных слушателей и спонсоров. Сейчас Лига друзей филармонии объединяет более 10 тысяч человек. Им есть что послушать. Уральский филармонический оркестр, например, по европейской классификации относится к разряду «А» - это единственный коллектив такого масштаба на огромном пространстве между Нижним Новгородом и Новосибирском. Директор филармонии Александр Колотурский не стесняется выражать свою благодарность спонсорам. Правда, сам он предпочитает слово «друзья».

Александр Колотурский: Он понимает, что он имеет такую возможность поддерживать эту культуру, чтобы действительно там, где он живет, общество могло это иметь. Это, конечно, очень медленный и сложный процесс чисто психологический, но, тем не менее, он начинает идти.

Ирина Мурашова: Список того, чем филармония привлекает гостей, можно продолжать еще долго. Именно здесь впервые в России организовали Фестивали фортепианных дуэтов. Также здесь проходят международные фестивали гитарно-симфонической музыки. Сложилась традиция фестивалей современной музыки. Есть и такое понятие, как «концерт популярной классики», к которой относят и творчество «Beatles».

Будущее поколение посетителей академической филармонии ползает по полу детской филармонии. Здесь уже полтора года проходят «концерты в ползунках». Послушать музыку приглашают родителей и их детей в возрасте от года до 3 лет. Маленькие слушатели размещаются не в традиционном зале, а на большом ковре в окружении игрушек. Музыканты исполняют классическую музыку и колыбельные песни. Инна, мама полуторагодовалой Леры, на ближайший «концерт в ползунках» пойдет обязательно.

Инна: Они очень любят танцевать под различную музыку, поэтому могут и поползать, и потанцевать. Тем более, мне кажется, что здесь уже подготовлена аудитория – такие же мамочки, может быть, и папочки, которые понимают, что если ребенок заплакал, ничего страшного здесь нет. Его можно успокоить, приласкать и дальше с ним слушать любимую музыку.

Ирина Мурашова: Когда нынешние посетители «концертов в ползунках» подрастут, может оказаться, что им придется стоять в очереди за билетами во взрослую филармонию. Уже сейчас она каждый сезон проводит в общей сложности до 250 концертов. Более 105 тысяч слушателей каждый сезон заполняют Концертный зал на 90 процентов и Камерный зал на – 100 процентов.

Олег Вахрушев: Сегодня у нас в гостях - Дмитрий Лисс, художественный руководитель и главный режиссер Уральского академического филармонического оркестра.

Здравствуйте, Дмитрий.

Дмитрий Лисс: Доброе утро.

Олег Вахрушев: 70-ый сезон Уральский филармонический оркестр встречает, я бы сказал, наверное, в новом качестве, по крайней мере, на международном уровне. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.

Дмитрий Лисс: В августе наш оркестр принял участие в очень престижном международном фестивале во Франции «La Roque d'Antheron», мы закрывали этот фестиваль. Он, собственно говоря, посвящен фортепьянной музыке, в каждом концерте обязательно участвует пианист. И мы исполнили вместе с Борисом Березовским, большим другом нашего оркестра, все пять концертов Рахманинова и Третью симфонию. И после этого концерта еще состоялась запись всех этих пяти концертов тоже во Франции, в Меце. Она выйдет очень большим тиражом - около 160 тысяч экземпляров уже этой осенью.

И, действительно, это выступление стало прорывом, наверное, оркестра на новый уровень международной концертной жизни. Потому что сразу же после концертов мы получили предложение в следующем сезоне принять участие в пяти очень крупных международных фестивалях от Лиссабона до Токио. И кроме этого, у нас еще планируется два больших концертных тура – один европейский и один азиатский. Вот все это сейчас в работе. И, в общем-то, мы немножечко напуганы, потому что нужно планировать сезон здесь, и сезон тоже будет юбилейным. Но, тем не менее, конечно, это вселяет какую-то уверенность. Есть ответственность, конечно, потому что и гастроли, и фестивали очень серьезные – это крупнейшие концертные залы, это внимание прессы западной. Но, собственно говоря, к этому мы шли, над этим мы работали.

Олег Вахрушев: Что значит для вашего оркестра заключение контракта с крупнейшим международным концертным агентством?

Дмитрий Лисс: Для нас это значит, во-первых, другой уровень во всех смыслах представительства нас на Западе. Это и другой уровень, наверное, оплаты труда музыкантов постепенно. Это другой уровень концертных залов. Это другое отношение к нашему оркестру, другая степень внимания, может быть, скажем так, со стороны западных слушателей. И, в конце концов, наше другое место в концертном пространстве европейском, ну и не только европейском.

Мы, в общем-то, сейчас уже вступаем в очень серьезную, прямую конкуренцию с лучшими российскими оркестрами. Мы будем работать на одних площадках и, в общем-то, на одном уровне.

Олег Вахрушев: Разряд «А» для оркестра что-то значит? И кто сейчас в этом ряду?

Дмитрий Лисс: Если говорить о классификации международной, то как бы одна система в Европе, другая – в Америке. Но, в принципе, все эти разряды обозначают уровень финансирования оркестра, прежде всего, и, соответственно, из этого уже исходит как бы качество предлагаемого продукта конечного. Но, в общем, пока мы несколько недотягиваем до уровня финансирования европейских оркестров, но думаю, что уже подбираемся к уровню финансирования наших ведущих коллективов.

Олег Вахрушев: С финансированием в России в большинстве подобных организаций проблемы, но, тем не менее, по качеству звучания, я так понимаю, вы абсолютно не уступаете.

Дмитрий Лисс: Вы знаете, Олег, я не совсем с вами согласен, потому что, скажем, в нашем городе уже в течение десяти лет мы чувствуем очень пристальное внимание и заботу не только со стороны спонсоров, о которых вы говорили, но в первую очередь именно со стороны официальных лиц.

Патрон нашего оркестра, покровитель – это губернатор Свердловской области, правительство, Министерство культуры. В общем-то, все вкладывают в нас очень много своей заботы, внимания и средств. И, как ни странно, вот сейчас процесс идет очень неожиданный для меня. В то время как на Западе, в Америке в частности, у многих оркестров огромные проблемы – много банкротств, много коллективов закрывается, в России ряд оркестров, в общем-то, начинают существовать лучше, и в Москве, и в провинции. Это, к сожалению, пока можно отнести только к трем коллективам – Новосибирский и недавно Омский оркестр вышел на новый уровень финансирования, и наш.

Олег Вахрушев: Я бы сказал, что для Свердловской области Уральский академический филармонический оркестр является визитной карточкой. И насколько я знаю, где бы ни проводились Дни Свердловской области, вы обязательно там присутствуете, в большинстве случаев.

Дмитрий Лисс: Во всяком случае, всегда, когда мы выступаем за рубежом, мы помним о том, что мы представляем Россию и Свердловскую область.

Олег Вахрушев: Хорошо. «Production International Albert Sarfati» - что это за концертное агентство? Насколько высок его уровень? С какими коллективами оно работает? И все-таки как вы попали под патронаж этого агентства?

Дмитрий Лисс: Это небольшое концертное агентство, старое агентство, оно существует уже много лет. И работает оно с музыкантами высокого уровня. Оно представляет во Франции, скажем, дирижера Сейджу Азава, оно представляет российских музыкантов Вадима Репина, Евгения Кисина, Бориса Березовского, Александра Князева. Это агентство работало с Евгением Федоровичем Светлановым, в свое время с квартетом Бородина. То есть уровень очень высокий представительства.

Как мы туда попали? Знаете, происходит процесс многосоставной. Мы сотрудничали с музыкантами, которые работают в этом агентстве – это и Борис Березовский, и Александр Князев, и другие музыканты, в общем, говорили владельцам агентства о том, что к нашему оркестру имеет смысл присмотреться. Ну вот они и решились, присмотрелись. Это был первый совместный проект.

Олег Вахрушев: Скажите, до этого вы же работали тоже наверняка с какими-то концертными агентствами. Что произошло, почему вы решили сменить своего партнера?

Дмитрий Лисс: Видите ли, руководство оркестра всегда ставило перед собой какие-то задачи максимальные даже, может быть, которые на сегодняшний день кажутся недостижимыми. Мы считаем, скажем, что инструменты, на которых играют музыканты, должны быть самыми лучшими.

В начале передачи была такая фраза забавная о том, что прошла реконструкция фойе и сменили трубы. Так вот, сменили не водопроводные трубы, а мы только что купили с помощью наших спонсоров 12 новых труб, на которых сейчас играют во всем мире в ведущих оркестрах. То есть планка, которую мы ставим перед собой, она очень высокая.

Это же относится и к уровню менеджмента. Мы всегда не были удовлетворены до конца уровнем представительства оркестра на Западе и искали какие-то новые варианты.

Олег Вахрушев: Скажите, пожалуйста, ваша международная деятельность, которая крайне обширна и на данный момент пока еще гораздо больше, нежели гастрольная международная практика оркестра, она помогла в этом?

Дмитрий Лисс: Не знаю. Наверное, отчасти, да. Все равно это один мир, это какая-то единая информационная сеть. Так или иначе, какие-то отголоски, слухи доходят.

Олег Вахрушев: Дело в том, что если просто открыть интернет, то можно прочесть следующее. «Дмитрий Лисс – один из лучших дирижеров нового поколения, победитель Первого международного конкурса дирижеров в Хорватии. Работал с коллективами Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Будапешта, Германии, Швейцарии, Австрии...». И можно продолжать и продолжать. В свое время вы являлись главным российским дирижером Российско-американского молодежного симфонического оркестра. Сейчас вы являетесь дирижером Российского национального оркестра?

Дмитрий Лисс: С Российским национальным оркестром я уже довольно давно не сотрудничал. У нас последний концерт совместный был в Америке, по-моему, полтора года назад. Там сейчас произошла очередная смена руководства и другая структура оркестра. Как-то у нас не находится времени для совместных проектов. Хотя на сайте оркестра я до сих пор числюсь постоянным дирижером оркестра.

Олег Вахрушев: Понятно. Дмитрий, сейчас я хочу поговорить с вами о планах на этот год. 28 сентября вы официально открываете свой 70-ый, юбилейный сезон здесь, в Екатеринбурге. И практически сразу же, с 5 по 12 октября у вас запланирована поездка в Бельгию. Что там будет происходить? И с какой целью?

Дмитрий Лисс: Там будет происходить фестиваль «Европалия», который в этом году посвящен России. И мы наряду с другими российскими оркестрами будем выступать на этом фестивале, исполним там четыре концерта. Будут две программы. Одна программа с вариациями, скажем так, с разными солистами, она посвящена русской музыке – это будут произведения Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского. Солистами будут Борис Березовский, Анастасия Чеботарева.

А вторая программа, она будет исполнена один раз в Генте – это две симфонии Авета Тертеряна. Хотя это армянский композитор, но с ним очень тесно был связан наш оркестр и наш город – он работал в Екатеринбурге, преподавал в консерватории, когда в Армении были совсем уж трудные времена. И он неоднократно говорил о том, что он считает Екатеринбург своей второй родиной. Так что, в общем-то, это не только армянский композитор, но и наш. И для меня это очень приятное событие, потому что не так часто нам доводится за рубежом играть современную музыку. В основном-то просят, скажем так, хиты классические исполнить.

Олег Вахрушев: Бельгия в ближайшее время. Какие планы еще на этот сезон? Куда еще поедет оркестр?

Дмитрий Лисс: Мы до лета уже будем ездить только по городам нашей области. У нас не будет зарубежных поездок. В августе, собственно говоря, мы опять уже едем на тот же фестиваль «La Roque d'Antheron», но уже в качестве... то, что называется «orchestra-in-residence», то есть там будет несколько концертов. И после августа уже начнется очень плотный гастрольный график оркестра.

А из крупных международных проектов, которые будут осуществлены в этом сезоне, в январе нас ожидает серьезная запись для очень крупной фирмы грамзаписи, одной из крупнейших в мире. Я не хочу называть имя этой фирмы, пока не подписан контракт, хотя заканчиваются все переговоры. Мы должны будем записать два концерта Хачатуряна для фортепиано и для виолончели с оркестром и две симфонии Мясковского – десятую и шестую.

Кроме того, мы продолжаем сотрудничество с Французским культурным альянсом. Будет концерт, посвященный культуре Франции, скажем так. Будет замечательная, молодая скрипачка из Франции Марина Шише, которая получила премию национальную «Надежда Франции». Она уже была в нашем городе, когда ей было 16 лет, и тогда она совершенно очаровала и оркестр, и нашу публику. Я очень рад, что ее повторный визит состоится. И там мы будем играть и французскую музыку современную, и будет традиционная филармоническая работа.

Мы играем очень много концертов. Так что, я думаю, что проще зайти на сайт филармонии и посмотреть наш репертуар.

Олег Вахрушев: Для справки я скажу, что пять лет назад, осенью 2000 года в четырех городах области – Свердловской и в Асбесте, Верхней Пышме, Каменск-Уральском и Ревде – открылись филиалы концертного зала филармонии. Затем были открыты филиалы в Алапаевске, Ирбите и Заречном. А два года назад открылся филиал в поселке Ревтинский. И всюду бывает Уральский академический филармонический оркестр. Мало того, что это хотя бы рядом, это недалеко отсюда, но выезд за границу, выезд куда-то в дальние города России – это достаточно хлопотное дело для оркестра – все-таки очень много человек. Как вам удается справляться с этим?

Дмитрий Лисс: Ну, мы ездим достаточно много и давно, и, в общем, это все уже поставлено на поток. Есть определенный алгоритм. Все службы знают, которые участвуют в организации наших выездов, что каждый человек должен делать, о чем заботиться. И, в общем, мы представляем себе те проблемы, с которыми можно столкнуться, и стараемся их решить заранее.

Олег Вахрушев: То есть проблем не возникает?

Дмитрий Лисс: Нет, конечно, проблемы возникают, но, в общем-то, мы их предвидим. И, знаете, менеджмент у нас на очень высоком уровне.

Олег Вахрушев: Что будет в творческой программе юбилейного сезона, кроме того, что вы упомянули?

Дмитрий Лисс: Вы знаете, я всегда очень боюсь говорить о наших планах. Ну, будут абонементные концерты. Их программы объявлены. Абонементы, я думаю, уже куплены. Люди знают, что их ожидает. Есть какие-то внеабонементные концерты, и вот тут всегда возникает опасность какого-то срыва по тем или иным причинам. Поэтому анонсировать... Я могу сказать, что ведутся переговоры с Вадимом Репиным о его приезде. Получится это – не получится, трудно сказать. Мы вели, и продолжаем вести переговоры с Дмитрием Хворостовским о совместном концерте. Мы надеемся, что мы сможем закрыть сезон наш исполнением Второй симфонии Малера, и это требует тоже огромных усилий и приглашения дополнительных музыкантов, хора и солистов. В общем, довольно много крупных проектов.

Олег Вахрушев: Скажите, а вообще сложно пригласить сюда, в Екатеринбург, все-таки за тысячу километров от столицы крупную звезду? И насколько охотно они сюда едут?

Дмитрий Лисс: Вы знаете, наш оркестр все-таки уже достаточно известен, особенно в музыкальных кругах. Солисты, которые с нами сотрудничают, они очень хорошо представляют себе, что их ожидает. И я могу привести такой пример. Когда впервые к нам приехал Питер Донохоу, английский пианист, я его встретил, и в глазах у него явно читалось, что он не понимает, куда он попал, почему он попал, какая-то даже паника – был такой элемент. Но буквально через месяц после того, как прошел наш концерт, у меня в кабинете раздался телефонный звонок от его менеджера, и она сказала, что Питер очень хочет приехать еще как можно скорее. И вот сейчас, по-моему, будет уже четвертый его визит в наш город. И те солисты, которые с нами сотрудничают, они с огромным удовольствием возвращаются вновь.

Олег Вахрушев: А можно несколько имен из тех, кто приезжал, с кем вы работали?

Дмитрий Лисс: Если говорить о российских музыкантах, то я думаю, это практически все имена, которые на слуху. Это и Виктор Третьяков, скажем, скрипач, Борис Белкин, наш соотечественник, который сейчас живет в Бельгии, это тот же Вадик Репин, вот сейчас будет уже его второй визит, собственно говоря, второй визит с того момента, когда он стал уже состоявшимся, зрелым музыкантом, а не вундеркиндом. Это Наталья Гутман. И многие, многие имена, вы знаете, сейчас всех перечислять... просто я кого-нибудь забуду и этим обижу.

Олег Вахрушев: Публика екатеринбургская и свердловская, насколько тепло она принимает и гостей, и ваш оркестр?

Дмитрий Лисс: Публика наша – это уникальное, в общем-то, явление. У нас есть люди некоторые, которые ходят в концертный зал филармонии по 50 лет. Просто трудно поверить в это, но это действительно так. И нам пока с трудом, но удается сохранить атмосферу, которая, может быть, в других концертных залах уже утеряна. Очень высокий уровень квалификации нашей публики. Очень хорошо люди разбираются и в музыке, и в том, что они слышат, и как это исполняется.

Олег Вахрушев: Дмитрий, этот сезон – 2005 год – это еще год 10-летия того, как вы возглавили этот оркестр. Можно окинуть взглядом - потому что это действительно уже срок - в какой оркестр вы пришли и что представляет собой этот оркестр сегодня?

Дмитрий Лисс: Вы знаете, я стараюсь никогда назад не оглядываться, а всегда смотрю вперед...

Олег Вахрушев: Тем не менее, первые ощущения всегда запоминаются, и наверняка они остаются на всю жизнь.

Дмитрий Лисс: Да-да. Когда я пришел работать сюда, для меня это не было каким-то первым знакомством с коллективом. Я знаю этот оркестр уже, по меньшей мере, лет 15, после моего первого концерта в этом городе. И я прекрасно представлял себе уровень оркестра. Этот Свердловский оркестр всегда был очень известен в России, всегда был коллектив очень достойного уровня. И мои первые впечатления - я прекрасно понимал, что я попал в оркестр очень интеллигентный. У оркестра есть свое лицо, есть свои традиции. И я очень рад тому, что эти традиции удается сохранить. Это очень бережное отношение к работе, к музыке, очень серьезное отношение. Это стремление всегда достигать совершенства. Я повторяюсь, но я с удовольствием еще раз скажу, это интеллигентность во взаимоотношениях с дирижерами, с солистами. Вот многие огорчительные вещи, которые, скажем, возможны в ведущих российских коллективах, у нас невозможны по определению. Всегда отношения с любым дирижером, будь то дирижер, который работает постоянно с оркестром, или приглашенным, они строятся очень уважительно, очень доверительно. И оркестр всегда готов к сотрудничеству, всегда готов принять новую трактовку, какие-то неожиданные, может быть, вещи, в трактовке, которая непривычна, но музыкантам всегда это очень интересно, и очень гибкий в этом смысле коллектив.

Олег Вахрушев: Скажите, а вам приятно смотреть на то, как музыканты вашего оркестра общаются с другими дирижерами?

Дмитрий Лисс: Да. Потому что, вы знаете, уровень оркестра проявляется не только, может быть, и даже не столько в концерте с главным дирижером, сколько в концертах с дирижерами приглашенными. И у нас были дирижеры, с которыми мы сотрудничали на постоянной основе. Вот сейчас заканчивается сотрудничество с Даниилом Райскиным, хотя он будет продолжать к нам приезжать, но у него уже не хватает времени на то, чтобы быть главным приглашенным дирижером оркестра. И это человек, который работает в Европе, во многих местах работал, и ему есть с чем сравнивать. И мне очень радостно от таких людей всегда слышать высокие оценки.

И когда я начинал работать с оркестром, я прекрасно понимал задачи, которые передо мной стоят. Коллектив был очень высокого качества, но у него практически не было выхода на западный рынок. И началось наше сотрудничество, собственно говоря, с записи компакт-дисков. Вот эта сторона вопроса тоже была... очень мало было записей. Этим тоже нужно было заниматься. Короче говоря, нужно было, во-первых, сохранить тот уровень, который был. Во-вторых, уже начиналась смена поколений в оркестре, нужно было не только сохранить уровень, но и передать, сохранить традиции оркестра. И, конечно, нужно было вывести оркестр на новый уровень представительства и за рубежом, и записи нужны были. Многое очень нужно было сделать. И инструменты музыкальные обновить. В общем, за эти 10 лет, действительно, я думаю, многое удалось. И кроме того, конечно, у меня было свое представление о звучании оркестра, какие-то эстетические категории, в которых тоже нужно было найти взаимопонимание...

Олег Вахрушев: И о тех произведениях, которые должны звучать.

Дмитрий Лисс: Да. Вы знаете, все равно сотрудничество дирижера с оркестром – это не механический процесс, когда дирижер говорит, что «я хочу вот так, будет вот так». Для меня это всегда поиск какого-то сотрудничества, то есть поиск общих решений, способа сосуществования, способа совместного творчества. И если это получается – замечательно. Но это получается далеко не всегда и не у всех дирижеров со всеми оркестрами.

Олег Вахрушев: Мой последний вопрос, Дмитрий. Вы упомянули о том, что новое поколение приходит в оркестр. Скажите, пожалуйста, кто к вам приходит из молодых музыкантов, выпускники каких консерваторий? И как это происходит? Всех ли вы берете либо кому-то говорите «спасибо, извините, но вы нам не подходите»?

Дмитрий Лисс: В оркестр приходят в основном выпускники нашей консерватории. И средний возраст артистов нашего оркестра – недавно мы провели анализ и даже немножко удивились – 35 лет. Хотя у нас работают люди начиная от 17 лет до 70 и старше. Я считаю, что если человек может работать, ему нужно для этого создавать все условия, даже поощрять к тому, чтобы он продолжал работать. Скажем, одна из артисток нашего оркестра, она работает в группе первых скрипок, уже больше 50 лет работает в оркестре. И я просто счастлив тому, что эта замечательная женщина находится в прекрасной форме и здоровье у нее замечательное, и творчески - никаких вопросов - она продолжает работать.

Конечно, мы берем не всех. В наш оркестр достаточно большой конкурс. Мы некоторых музыкантов берем с испытательным сроком, скажем так. Сейчас появляются стажеры в оркестре, совсем молодые музыканты, которые только делают первые шаги. И это тоже меня очень радует, потому что мы должны тоже воспитывать смену.

Но вот то, что есть представители разных поколений в оркестре, то, что есть очень уважительное отношение к старшему поколению, вот это и позволяет передавать лучшие традиции, которые у нас есть.

Олег Вахрушев: Спасибо, Дмитрий. Удачи вам в этом юбилейном сезоне и в последующих тоже! Творческих успехов вам!

Дмитрий Лисс: Огромное спасибо вам. И до встречи на наших концертах.

XS
SM
MD
LG