Ссылки для упрощенного доступа

Международный кинофестиваль, запланированный на Дворцовой площади Петербурга летом 2006 года, может быть перенесен в другое место


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.

Кирилл Кобрин: Международный кинофестиваль "Золотой ангел", запланированный на Дворцовой площади Петербурга летом 2006 года, может быть перенесен в другое место. Идею фестиваля предложили продюсер Марк Рудинштейн и кинорежиссер Андрей Михалков-Кончаловский. Против проведения фестиваля, а в особенности, против строительства на Дворцовой площади павильона для демонстрации фильмов выступили директор "Эрмитажа" Михаил Пиотровский и режиссер Александр Сокуров. С их мнением категорически не согласен режиссер Алексей Герман. С ним побеседовала Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Алексей Юрьевич, почему вас так возмутило, что Михаил Пиотровский и Александр Сокуров защищают Дворцовую площадь от того, что, по их мнению, может ей повредить?

Алексей Герман: Под эгидой ЮНЕСКО решают на Дворцовой площади провести кинофестиваль хорошего западного кино. Берется за это Марк Рудинштейн. Это не стоит ни копейки Ленинграду. Московский кинофестиваль стоит 5 миллионов долларов. Но это возмущает вдруг директора "Эрмитажа", господина Пиотровского. Я господина Пиотровского не выбирал. Его назначили. Я про Пиотровского ничего не знаю. Он, наверное, несколько улучшил "Эрмитаж", но он ведь его не построил, не собрал. Это сделало поколение русских царей, директоров и так далее. И вот Пиотровский стукнул ногой на Дворцовой площади. Кино! Что это такое! А пивной фестиваль?

Татьяна Вольтская: Пивной фестиваль отменили.

Алексей Герман: Отменили, но были же. А то, что Григорий Васильевич Романов от туда "Битлз" прогнал? Что плохого в том, если бы там спели "Битлз"? Радость для Ленинграда. И вот Пиотровский (зачем-то к нему присоединился Александр Сокуров) во всех радиоточках, во всех газетах разоблачает происки врагов. Хотя, повторяю, под эгидой ЮНЕСКО будет поставлен сборный кинотеатр на площади, который собирается за несколько часов. Ничего не может поцарапать, потому что существует мировой опыт. Там будут показаны студентам хорошие фильмы. Они, может быть, поймут, что "Ночной дозор" - это еще не вершина того, к чему должен стремиться кинематограф. Радоваться надо. Нет, ни за что. Это будет уничтожено.

Я с огромным уважением отношусь к Александру Сокурову. Всегда помогал ему, чем мог. У него есть несколько замечательных картин и несколько посредственных, но он, действительно, серьезный крупный художник. Ему то что? Но очень красиво выступить защитниками русских людей и русских ценностей от всяких там, которые будут что-то там крутить на этой Дворцовой площади. Поэтому появляется статья в "Известиях", где просто женщина по фамилии Кантер, которая хорошо мне знакома, которая была у меня дома, пила кофе, писала про меня какую-то статью, пишет о том, как все это непристойно, что это будет кинотеатр. Ни бар, ни бордель, ни шаурма, которая там продается, ни пьянь, ни лошади и ослы, а будет кино пристойное. Почему это плохо, я никак не могу понять. Руководит всем этим делом Андрон Кончаловский. Он человек образованный, умный, которого всегда интересно слушать. Он соберет интересное что-то.

Совершенно забыли точку зрения, высказанную на этом совещании, председателя Ленинградского Союза кинематографистов, в отличие от Пиотровского человека выборного. Совершенно забыли, что по этому поводу любимец всех фестивалей Дима Месхиев выступил "за" категорически. Запомнили только, что что-то промямлил Володя Бортко, которого попросили москвичи. Боятся москвичи конкуренции с этим фестивалем. Михалков сам картины выбирать не будет, да и не умеет, а Кончаловский согласился и умеет.

Татьяна Вольтская: Пиотровский говорил о террористической безопасности.

Алексей Герман: Уверяю вас, что последний из сколько-нибудь заметных людей в Ленинграде, который падет от руки убийц, будет Пиотровский. Но суть не в этом конфликте. Бог с ним. Но надо же понимать, что можно строить дворцы, можно строить новые театры или реставрировать старые театры, но их же надо кем-то набивать. Хорошо "Эрмитажу", который в основном набит иностранцами. А чем мы будем набивать театры? Откуда мы возьмем артистов? Ведь надо готовить, надо, чтобы студенты шли. Востребованность в искусстве - это единственное, что бородит какую-то реставрацию искусства в Ленинграде. Ведь это странно, что при Сталине была поэзия, а сейчас ее нет.

Татьяна Вольтская: Давно уже заметили, что тоталитарные режимы порождают замечательное искусство, да?

Алексей Герман: Но это не всегда, наверное. Но, я думаю, что живи Анна Андреевна Ахматова не при тоталитарном режиме, написала бы лучше. Много у нее есть ужасных стихов, посвященных Сталину. Просто я говорю о неумении. Чем может помешать приличное кино на Дворцовой площади? Это так необходимо. Главное, кто главнее - он или Матвиенко. Но Матвиенко - должность выборная. Ее выбирало сколько-то миллионов людей. Он - должность невыборная. Он попутчик нашего президента. Это хорошо. Но почему он должен запрещать показ достойного европейского кино?

Татьяна Вольтская: Подытоживая все сказанное, Алексей Юрьевич, вы считаете, что шум, поднявшийся вокруг размещения этого фестиваля, - это игра амбиций, да?

Алексей Герман: Игра амбиций и пиар. Я против того, чтобы интеллигенция начинала истреблять друг друга. С этого все началось в 1917 году. Не с того, что большевики ни с того, ни с сего стали истреблять классово чуждую ей интеллигенцию, а с того, что интеллигенция принялась писать друг на друга донос. Вот о чем я и хотел сказать. Если одна часть интеллигенции хочет этого фестиваля, то совершенно не значить, что другая часть интеллигенции, которая может прикоснуться к руке самого президента, должна это запрещать.

XS
SM
MD
LG