Ссылки для упрощенного доступа

Американское документальное кино: «Рожденные в публичном доме»


Андрей Загданский

Когда-то давно мой американский коллега, режиссер-документалист сказал: "Оскар" в документальном кино - всегда решение политическое".

И действительно, среди самых известный и самых уважаемых имен в документальном кино в Америке – Ди-Эй Пеннебекер, Росс Мак Элви, Фредерик Вайзман, братья Мейзлз - нет ни одного обладателя Оскара. Почему?

Ответ на этот вопрос в какой-то степени дает фильм англичанки Заны Бриски "Рожденные в публичных домах". Автор фильма, она же и главное действующее лицо, ведет по собственному почину уроки фотографии для детей, живущих в квартале красных фонарей Калькутты. В этой чудовищной нищете и тесноте дети проституток и сутенеров занимаются вполне обычным детским творчеством - фотографией.

Автор фильма не ограничивается наблюдением за своими героями, которых так много в фильме, что мы несколько теряемся - кто есть кто, и кто занимается изменением их судеб и фиксирует свои благие дела на камеру. Понятно, что дети не смогут подняться из нищеты без должного образования. И режиссер фильма отправляется в поход во всевозможные католические и некатолические школы-интернаты с просьбой принять детей.

Это, собственно, и становится сюжетом, после того, как наблюдение за несчастными и невинными детьми и их порочными родителями заходит в тупик, и созерцание даже экзотической индийской нищеты становится утомительно.

Конечно же, после некоторых перипетий попытки автора фильма увенчались успехом, и дети приняты в школу. Наверное, на решение руководства школы повлияло и присутствие американской киногруппы, и непрерывно работающей камеры. Поди откажи, да?

Нам остается только раздумывать о тысячах и тысячах других детей, нет о миллионах других детей в самых бедных и не в самых бедных странах, которым не повезло с некоторой женщиной, которая решила сделать для них доброе дело и запечатлеть все это на пленку.

Конечно, отдельные поступки отдельных людей бесспорно похвальны. Но стоит ли это «Оскара» за лучший документальный фильм?

Мы сочувствуем, мы вздохнули, посокрушались. И, вместе с тем, у нас есть такая неблаговидная возможность сравнить собственные условия жизни с условиями жизни этих людей. И некоторое подсознательное злорадство. Поэтому меня безумно напрягают картины, которые вот так погружают нас в этот материал. А особенно если они демонстрируют изменение судеб. В этом есть тоже что-то неправильное, что-то неверное. Какое-то вмешательство в эту судьбу. Но эта грань очень специфичная и тонкая. Есть вещи, которые, как мне кажется, делать нельзя, хотя я и не берусь описать эту границу. Но я твердо знаю, что Зана Бриски эту границу переступила. Признаюсь, мне досадно, что куда более талантливые документальные картины не получили признания в этом году. Надеюсь, что в будущем году ситуация изменится.

XS
SM
MD
LG