Ссылки для упрощенного доступа

Министр финансов России заявил, что доверие инвесторов подорвано делом "ЮКОСа"


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Марьяна Торочешникова, Любовь Чижова.

Кирилл Кобрин: В России и за рубежом продолжают активно обсуждать вчерашний приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. Представители власти, не считая, конечно, депутатов Думы и членов Совета Федерации, предпочитают молчать по этому поводу. Исключение составил министр финансов России Алексей Кудрин, который, говоря о состоянии российской экономики, сказал, что доверие инвесторов подорвано делом "ЮКОСа".

Что же до политических последствий суда над Ходорковским, то сегодняшние российские СМИ вспоминают, что еще в мае социологи из Аналитического центра Левады провели исследование общественного мнения и выяснили, что уже тогда за Ходорковского на президентских выборах готовы были проголосовать более восьми процентов опрошенных. Тему политических последствий вчерашнего приговора продолжит Марьяна Торочешникова.

Марьяна Торочешникова: Сразу после оглашения приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву в российской прессе появились сообщения о том, что приговор стал причиной раскола в администрации президента России. Она раскололась на два крупных лагеря - тех, кто считал и считает необходимым и дальше оказывать давление на "ЮКОС" и его крупных акционеров, и тех, кто полагает, что Ходорковского и кампанию следует избавить от репрессий. Прокомментировать эти сообщения я попросила президента Информационно-исследовательского центра "Панорама" Владимира Прибыловского.

Владимир Прибыловский: Наша административная олигархия не едина. Она разделена на несколько группировок. Группировка питерских чекистов или точнее одна из подгрупп группировки питерских чекистов, которую сейчас условно возглавляет Игорь Сечин, была на острие борьбы с "ЮКОСом". Она хотела посадить Ходорковского на максимальные сроки. Именно она хотела раздербанить "ЮКОС" и отдать его своим бизнесменам. Но до этого пока не дошло, хотя, может быть, уже и дошло. Сначала "Юганскнефтегаз" отнимается в пользу государства, а потом отдается своим.

А вот противостоял им кто-нибудь, это утверждать трудно. В наибольшей степени с ними была не согласна "семейная" группировка, которая в администрации Путина была представлена Волошиным, Касьяновым и на так более низком уровне Сурковым. Волошин и Касьянов теперь уже не у власти. Они уже не в олигархии, а теперь уже чуть ли не в оппозиции, во всяком случае Касьянов. Сурков служит в какой-то другой номенклатурно-олигархической группировке в качестве мозгов.

Все остальные группировки (группировка питерских экономистов - Чубайс, Кудрин, Греф) ясно, что они не в восторге от уничтожения "ЮКОСа", но никаких реальных шагов как-то этому противодействовать они не делали. Кудрин полуодобрил, Чубайс полуосудил, Греф промолчал. Борьбы видимой не было. Да и Волошин с Касьяновым очень осторожно отмежевались от расправы над "ЮКОСом".

Марьяна Торочешникова: И сейчас нельзя говорить о том, что в администрации президента произошел раскол именно в связи с делом "ЮКОСа", в связи с делом Ходорковского?

Владимир Прибыловский: Я думаю, что никакого раскола не произошло. Есть группировки. У каждой из группировок свои точки зрения на этот вопрос. Одна группа решила "ЮКОС" поделить, остальные промолчали. Они в разной степени были не согласны, что происходит, но для них это не повод для того, чтобы колоться. Такое некоторое деление существовало до того, в том числе по этому вопросу.

Приговор Ходорковскому и такое разграбление "ЮКОСа" для какого-то дополнительного разделения, раскола в администрации президента, мне кажется, не могло быть и не стало.

Кирилл Кобрин: Продолжим тему политических последствий приговора Михаилу Ходорковскому. Официальный представитель государственного департамента США Ричард Баучер заявил, что администрация президента Буша не поддерживает инициативу конгрессмена Томаса Лантоса об исключении России из «большой восьмерки». Напомню, что это заявление Лантос сделал сразу после оглашения приговора Михаилу Ходорковскому. В то же время, по словам Ричарда Баучера, этот приговор «подрывают репутацию России». Подробнее о реакции российских политиков на дело Ходорковского Любовь Чижова.

Любовь Чижова: В США сдержанно отнеслись к предложению конгрессмена от штата Калифорния Томаса Лантоса исключить Россию из "большой восьмерки". Как заявил представитель Государственного департамента Ричард Баучер, участие России в международных институтах – вещь положительная, и изоляция России не принесет никакой пользы.

Конгрессмен Томас Лантос, предложивший исключить Россию из "большой восьмерки", находится с визитом в Москве. На брифинге российские журналисты задали ему вопрос – что бы было, если бы в Америке какого—то крупного бизнесмена судили бы за преступления, в которых обвинялся Ходорковский?

Томас Лантос: Когда американское правительство подозревает, что какой-то бизнесмен не платит налоги, причем большие суммы, оно предпринимает против него юридические меры и начинает расследование. Но при этом человек продолжает жить дома со своей семьей, продолжает работать и нормально существовать, тогда как господин Ходорковский в течение многих месяцев сидит в клетке, как зверь в зоопарке. Это видел по телевизору весь мир. В США, даже если бы его признали виновным, даже после вынесения приговора, этот человек оставался бы на свободе до тех пор, пока рассматривалась бы апелляция.

Однако самая главная разница между российской и американской судебными системами заключается в том, что в США мы страстно, пылко верим в систему справедливости для всех в рамках закона. Иными словами, если против кого-то выдвинуто какое-либо обвинение, то все остальные, против кого выдвинуты подобные обвинения, должны подвергнуться аналогичному наказанию независимо оттого, кем они являются. В России же, у меня такое ощущение, многие другие олигархи, против которых могло бы быть выдвинуто аналогичное обвинение, преспокойно живут и наслаждаются жизнью, потому что они в свое время политически поддержали Кремль.

Андрей Шарый: Биржевые котировки нефтяной компании "ЮКОС" не снизились после вынесения приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. Близкие к Кремлю политологи и эксперты выражают надежды на то, что объем иностранных инвестиций в российскую экономику не замедлятся. Министр финансов России Алексей Кудрин, которого принято считать главным либералом в кабинете министров, признал, что дело "ЮКОСа" уменьшило степень доверия к экономике России со стороны ее иностранных партнеров. Другие представители российских властей предпочитают не комментировать приговор совладельцам "ЮКОСа". Для них, похоже, очевидно, что этот процесс стал одной из главных причин замедления темпов экономического роста. Рассказывает экономический обозреватель Радио Свобода Иван Трефилов.

Иван Трефилов: Спустя лишь сутки после оглашения приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, в российском правительстве хоть как-то попытались оценить степень влияния этого события, а также всего дела "ЮКОСа" на российскую экономику. Министр финансов Алексей Кудрин, назвав решение суда ожидаемым, тем не менее, признал, что преследование некогда крупнейшей в стране нефтяной компании заметно повлияло на уровень доверия инвесторов к России. В любом случае, как считает Алексей Кудрин, сейчас необходимо сделать все, чтобы подобное большое не повторилось.

Алексей Кудрин: Это было серьезным уроком и остается уроком для всех - и для бизнеса, и для правительства. Надеюсь, что в этой части правительство и администрирование налогов станет существенно лучше. Бизнес, я уверен, меньше будет пользоваться такими лазейками.

В части влияния на экономику, конечно, это повлияло на снижение доверия к российской экономике. Период восстановления доверия продлится некоторое время, поэтому хотел бы, чтобы таких случаев больше не было.

Иван Трефилов: Другие чиновники из правительства или администрации президента вердикта Мещанского суда Москвы как будто бы даже и не заметили. Впрочем, понять их совсем не трудно. Еще в начале апреля, ровно за два месяца до оглашения приговора, помощник главы государства Игорь Шувалов открыто говорил о том, что "ЮКОС" стал показательной жертвой налоговой реформы, и власти готовы продолжить жесткие действия в отношении уклоняющихся от уплаты налогов компаний. С тех пор чиновники не раз обещали обуздать чрезмерные, по их мнению права налоговых органов. Однако пока не сделали ничего. Говорит аналитик международного рейтингового агентства Standard&Poor's Елена Ананькина.

Елена Ананькина: Налоговый риск, безусловно, стал одним из наиболее заметных для российских компаний в последние несколько лет. Это связано, прежде всего, с делом "ЮКОСа". Компания любая, которая работает в России, сталкивается с непредсказуемостью действий государственных институтов, институтов корпоративного управления. В частности, это непредсказуемость применения налогового законодательства, его частое изменение и неоднозначная трактовка.

Иван Трефилов: С другой стороны, сказать что-то новое и обнадеживающее по поводу состояния российской экономики в связи с делом "ЮКОСа" власти вряд ли могут. Не только для аналитиков, но и для чиновников сейчас очевидно, что преследование этой нефтяной компании привело к существенному ухудшению делового климата. В России сейчас переизбыток денег. Однако инвесторы не торопятся вкладывать их в новые проекты. Отсюда более быстрая, чем ожидалось, инфляция. По крайней мере, по словам министра экономического развития и торговли Германа Грефа сдерживать ее становится все труднее.

Герман Греф: За первые три месяца у нас инфляция выросла на 6,5 процентов, это примерно в 1,4 раза выше, чем в прошлом году. Мы считаем, что все-таки при скоординированной политике денежных властей правительство можно удержаться в пределах 10, может быть, немножечко выше, чем 10 процентов.

Иван Трефилов: Прогноз по годовому росту потребительских цен правительство уже пересмотрело. Вслед за этим, чиновники заметно снизили и оценки темпов роста национальной экономики, причем не только в 2005 году, но и в течение следующих трех лет.

XS
SM
MD
LG