Ссылки для упрощенного доступа

4 года назад в России был принят закон о ввозе в страну отработавшего ядерного топлива


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.

Андрей Шароградский: Ровно 4 года назад в России был принят закон о ввозе в страну отработавшего ядерного топлива. Как заявил сегодня глава Федерального Агентства по атомной энергии Александр Румянцев, этот проект оказался выгодным для России, хотя "и не дал никаких коммерческих результатов". На пресс-конференции Александра Румянцева побывал наш корреспондент.

Лиля Пальвелева: Александр Румянцев признается: он всегда был сторонником ввоза из других стран в Российскую Федерацию отработавшего топлива с ядерных электростанций.

Александр Румянцев: Мотивируя это тем, что это даст большие преференции с точки зрения присутствия на международных рынках по строительству атомных станций и по поставкам обогащенного урана и свежего ядерного топлива. Потому что логика наших конкурентов основывалась на следующем возражении: раз вы не можете обратно возвратить отработавшее топливо, которое вы в свежем виде поставляете на зарубежные станции, то вы не должны присутствовать на рынке строительства атомных станций за рубежом и поставлять свежее топливо. Вот для этого эта поправка и была нужна.

Лиля Пальвелева: И плоды эта поправка к закону - говорит Александр Румянцев - принесла весомые.

Александр Румянцев: Это дало мощный импульс развитию наших международных связей с иностранными государствами с точки зрения поставки своих высокотехнологичных продуктов. Мы почти в 1,5 раза увеличил свой экспорт ядерных материалов и ядерных технологий при строительстве.

Лиля Пальвелева: А вот обещанной прямой выгоды получить не удалось, хотя на нее атомщики очень рассчитывали. В спорах с Государственной Думой это был один из самых весомых аргументов.

Александр Румянцев: Потому что стоимость переработки и хранения облученного топлива колеблется от тысячи до 2 тысяч долларов за килограмм, но этой технологией прекрасно владеет Франция, которая является монополистом и держит этот рынок. Есть много политических соображений, потому что большая часть отработавшего топлива находится под юрисдикцией Соединенных Штатов. И пока что проект по ввозу отработавшего топлива не дал коммерческих результатов. Но и топливо не ввозится. С иностранных ядерных реакторов не ввозится ни одного грамма, хотя все 4 года каждый месяц появляются инсинуации в прессе о том, что мы превратили страну в помойку.

Лиля Пальвелева: Если бы так! Начиная с 2001 года Россия приняла практически на вечное хранение 120 тонн отработавшего ядерного топлива. Это совсем не секретные, а официальные данные. Но их Александр Румянцев в расчет не берет, поскольку речь идет о тех АЭС, куда страна поставляет свежее топливо, вроде болгарской станции «Козлодуй». Отходы же благополучно возвращаются в Россию. Пункт хранения - так называемый Красноярск-26.

XS
SM
MD
LG