Ссылки для упрощенного доступа

Новый сегмент рынка электроэнергии в России


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Сенинский.

Александр Гостев: В конце прошлой недели в России появился еще один новый сектор рынка электроэнергии, где она впервые будет продаваться по конкурентным рыночным ценам. Теоретически уже в ближайшем будущем почти 20 процентов всей электроэнергии в стране может продаваться по ценам, определяемым не государством, а спросом и предложением. Эту тему продолжит Сергей Сенинский.

Сергей Сенинский: Новый сегмент рынка электроэнергии в России, который официально открылся 20 октября, энергетики называют балансирующим. Прежде всего, почему его назвали именно так? Баланс чего именно он призван определять и устанавливать? Наш первый собеседник в Москве, аналитик инвестиционной копании "Проспект" Алексей Соловьев.

Алексей Соловьев: Мне кажется, его название произошло от слова "баланс", чтобы сохранялся баланс между потреблением и производством электроэнергии. В целом балансирующий рынок - это не что-либо новое. По крайней мере, он должен заменить существующий регулируемый в секторе оптового рынка электроэнергии так называемый сектор отклонений, где производится покупка и продажа электроэнергии, которая произведена либо потреблена выше установленных норм, когда кто-то производит больше, чем до этого подавал заявку. Вот это отклонение, соответственно, перетекает в сектор отклонений в настоящее время. В целом балансирующий рынок призван изменить сектор отклонений, где цена была регулируемой. Цена в этом секторе будет устанавливаться с помощью рыночных механизмов.

Сергей Сенинский: Из каких сегментов теперь в целом состоит рынок электроэнергии в России?

Алексей Соловьев: В настоящее время в целом вся электроэнергия продается на так называемом федеральном оптовом рынке электроэнергии, который состоит из нескольких частей - это регулируемый сектор, где цены устанавливаются государством, и сектор свободной торговли или конкурентный сектор так называемый "5-15", где цены устанавливаются на основании рыночного механизма, а также существовавший ранее сектор отклонения. В настоящее время его заменил балансирующий рынок.

Сергей Сенинский: А какова доля каждого из этих сегментов?

Алексей Соловьев: Сектор свободной торговли составляет порядка 8-9 процентов, балансирующий рынок составляет порядка 2-3 процентов, может в будущем достигнуть 5 процентов, а все остальное занимает регулируемый сектор, то есть получается порядка 85-90 процентов.

Сергей Сенинский: Конкурентный или так называемый рынок "5-15" существует в России с ноября 2003 года. Идея в том, что производители электроэнергии могут продавать здесь от 5 до 15 процентов всей своей выработки не по регулируемым, то есть назначаемым государством ценам, а по конкурентным, рыночным. Поначалу эту возможность имели только те энергетические компании, которые работают на территории Европейской части России и на Урале, но с мая нынешнего года такая возможность появилась и у энергокомпаний из Сибири. Здесь, правда, свои особенности. В отличие от энергетики Европейской части России и Урала, в регионах Сибири более половины всей электроэнергии вырабатывается именно на гидроэлектростанциях. А эта энергия значительно дешевле, чем та, которую вырабатывают электростанции, работающие на газе или мазуте. Поэтому гидростанции Сибири могут продавать на конкурентном рынке вдвое меньше электроэнергии, чем тепловые - 2,5 процента общей выработки против 5 процентов для тепловых.

Тем не менее, пока в России этот конкурентный сегмент рынка электроэнергии ни в Европейской части страны, ни за Уралом не достиг даже изначально определенного максимума, то есть 15 процентов. Почему? Эта тема отдельного разговора. Но ведь предполагалось, что 15-процентный лимит будет постепенно повышаться. И вот теперь в дополнение к рынку "5-15" появился рынок балансирующий.

Если говорить о реформе российской электроэнергетики в целом, какое именно место в ней он занимает? Аналитик финансовой корпорации УРАЛСИБ Матвей Тайц.

Матвей Тайц: Процесс создания балансирующего рынка - это процесс перехода к более современному, более эффективному рынку электроэнергии, поскольку создаются предпосылки для более обоснованной оплаты отклонений всеми участниками.

Алексей Соловьев: В целом балансирующий рынок является полноценной и необходимой частью целевой модели оптового рынка электроэнергии, то есть это не какая-то часть, которая в дальнейшем будет ликвидирована. Нет, это составляющая часть оптового рынка электроэнергии. А оптовый рынок электроэнергии в свою очередь является одним из направлений, в котором в настоящее время идет процесс реструктуризации отрасли.

Сергей Сенинский: Министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко подтвердил недавно, что в дальнейшем, имея в виду реформирование отрасли, участие иностранных инвесторов в сегменте тепловой генерации, то есть тепловых электростанций, на которых вырабатывается две трети всей электроэнергии в России, ограничиваться не будет. Тем не менее, такие ограничения, по его словам, сохранятся для атомной и гидроэнергетики.

Что касается атомной энергетики, то особых вопросов пока не возникает - стратегическая отрасль, закрытые технологии и так далее. Но почему государство так стремится сохранить почти полный контроль над большинством гидроэлектростанций? Их доля в общем объеме выработки электроэнергии в стране не превышает 15-17 процентов. Примерно столько же приходится на долю атомных электростанций. Может быть, потому что на гидростанциях самая дешевая электроэнергия?

Матвей Тайц: Думаю, что здесь две причины. Основная - это низкие операционные затраты на производство электроэнергии на гидроэлектростанциях. Поэтому после либерализации рынка возникающие сверхдоходы, скажем так, генерирующих компаний могут быть использованы как ресурс для вложений. Поэтому государство не заинтересовано терять такой значительный денежный поток. Еще одной причиной можно назвать также безопасность, поскольку здесь речь идет о плотинах, о поддержании их в безопасном состоянии, что тоже, наверное, какую-то роль играет. Более того, текущее законодательство предполагает, что доля государства в компании, владеющей гидроэлектростанциями, не может быть снижена в том случае, если эта доля составляет свыше 50 процентов.

Алексей Соловьев: С моей точки зрения, государство будет всегда стремиться сохранить какую-либо генерацию, с помощью которой можно будет продавать дешевую электроэнергию населению. По крайней мере, государство не будет отказываться от данного инструмента.

XS
SM
MD
LG