Ссылки для упрощенного доступа

Проблема нарушения гражданских прав и свобод в России


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Наталья Голицына, Татьяна Ваксберг.

Андрей Шарый: Информация о том, что российская часть руководства "Юкоса" якобы попросила в Великобритании политическое убежище, исходит от члена британского парламента в Парламентской Ассамблее Совета Европы Малколма Брюса. Насколько достоверна эта информация? Кто этот человек, который стал довольно важной фигурой для российских средств массовой информации? Репортаж лондонского корреспондента Радио Свобода Натальи Голицыной.

Наталья Голицына: Малколм Брюс хорошо известен в британских политических кругах. Он один из старейших членов палаты общин британского парламента, заседает в нем с 1983 года. 60-летний парламентарий - видный член британской Либерал-демократической партии, в которой занимает пост министра ее теневого кабинета по делам торговли и промышленности. Одновременно Малком Брюс член Парламентской Ассамблеи Совета Европы и является членом ее Комитета по юридическим делам и правам человека.

Начинал он как журналист ливерпульской газеты "Дейли Пост". Вступив в 17-летнем возрасте в Либеральную партию Великобритании, в 1988 году он возглавил ее шотландское отделение. На протяжении 30 лет Малком Брюс занимал в партии ключевые посты, а после ухода в отставку ее лидера Пэдди Эшдауна в 1999 году, выставил свою кандидатуру на пост лидера партии и занял третье место по результатам голосования.

У Брюса репутация умеренного политика, отстаивающего либеральные и демократические ценности. Конечно, в немалой мере резолюция по делу "ЮКОСа", принятая Парламентской Ассамблеей Совета Европы, в которой резко критикуются проводимые Генеральной прокуратурой России расследования этого дела и суд над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым, была подготовлена Комитетом ПАСЕ, в котором заседает Малком Брюс.

В Великобритании серьезно озабочены влиянием дела "ЮКОСа" на британо-российские экономические и политические отношения. По мнению британских экспертов, репрессии против ведущей нефтяной компании и ее руководства чреваты резким снижением иностранных инвестиций в экономику России и утратой международного доверия к российским властям.

Андрей Шарый: В более широком контексте предлагают взглянуть на проблему нарушения гражданских прав и свобод в России американские политологи. Ситуацию в России обсуждали эксперты в Вашингтоне на встрече, организованной правозащитной организацией «Фридом Хауз». Несколько недель назад «Фридом Хауз» объявила Россию несвободным обществом. Татьяна Ваксберг, корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне, беседовала с руководителем исследований в этой организации, известным политологом Арчем Паддингтоном.

Татьяна Ваксберг: Россияне не могут демократичным путем поменять свое правительство, об этом говорится в ежегодном Докладе правозащитной организации «Фридом Хауз», чей полный текст был обнародован только сегодня. Такой вывод послужил одним из многочисленных оснований, на основе которых исследователи поменяли прежний индекс свободы в России. Вопрос руководителю исследований «Фридом Хауз». Может ли несвободное государство считаться лояльным партнером в борьбе против терроризма?

Арч Паддингтон: Я не думаю, что Россия, независимо от того, была ли она частично свободной или полностью несвободной, представляла собой лояльного союзника в войне против терроризма. Мне кажется, что российское руководство просто использовало борьбу с международным терроризмом для достижения своих политических целей. Она стала как бы оправданием той ужасной войны, которую Россия ведет в Чечне. В этом смысле, участие России в глобальных мерах, принимаемых против терроризма, вряд ли пошло на пользу демократии. Так что, я не думаю, что Россия была настоящим союзником Америки ни до, ни после перевода ее в категорию несвободных стран.

Татьяна Ваксберг: Если перевести это на язык конкретно политики, считаете ли вы, что отношения США к России изменится во время второго срока президента Буша?

Арч Паддингтон: На этот вопрос я сам со всей четкостью смогу ответить примерно через месяц, после того, как встретятся Путин и Буш. Тогда мы послушаем, на каком языке дипломатии они приступят к обсуждению политических вопросов, и станет ясно, готова ли американская администрация привести свою политику в соответствие с принципами верховенства закона и требованиями демократии. Это очень важный вопрос. Я бы не хотел торопиться с обсуждением этой слишком деликатной темы. У нас уже новый госсекретарь. А президент Буш только что произнес инаугурационную речь, в которой говорил о необходимости не отклоняться от принципов демократии.

Татьяна Ваксберг: Если обратиться к полному тексту вашего доклада о России, то какой из перечисленных социально-политических феноменов вы бы назвали самым опасным для демократии?

Арч Паддингтон: Во-первых, необходимо уточнить, что мы не первый год выражаем тревогу по поводу состояния свободы в России. Мы обращаем внимание на проявляющиеся там негативные тенденции уже 4 года. В России скопилось множество событий, дополнявших друг друга, а в последний год эти события обрели такой характер, что превратили ее из страны частично свободной в полностью несвободную. При таком положении дел уже нельзя выделить какой-то один феномен и обсуждать его в отдельности. Меня лично больше всего беспокоит консолидация государственной власти в системе контроля над средствами массовой информации. Но тревогу взывают, конечно, и механизмы, с помощью которых Путин устранил политическую оппозицию на прошедших выборах, и отмены выборов губернаторов, и наступление на верховенство законов, в частности, в деле "ЮКОСа", и наступление на гражданское общество, в лице исследовательских институтов и неправительственных организаций, и продолжающаяся война в Чечне. Для того, чтобы прийти к выводу, что Россия в принципе несвободное государство, мы рассматривали каждое из этих событий в отдельности.

XS
SM
MD
LG