Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитные организации утверждают, что Пентагон уклоняется от расследования преступлений американских военных, совершенных против иракцев


Программу ведет Полина Ольденбург. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Ваксберг.

Полина Ольденбург: После сообщения о том, что американские военные пытали иракских заключенных, правозащитники обратили внимание и на другой тревожный феномен. По их мнению, следователи Пентагона закрывают дела о различных нарушениях в Ираке, ссылаясь на отсутствие доказательств. На эту тему Татьяна Ваксберг беседовала с Юджином Файделом, председателем Вашингтонского института военной юстиции.

Татьяна Ваксберг: Пентагон систематически уклоняется от расследования преступлений американских военных, совершенных против иракцев, - об этом заявляют пять неправительственных организаций, требующих проверки хода судебных разбирательств в Ираке. Один из истцов - Американский союз за гражданские свободы - опубликовал добытые организацией документы Пентагона, из которых видно, что не больше 5 из 54 судебных разбирательств закончились каким бы то ни было приговором. Сам Пентагон на это обвинение отреагировал не совсем обычным образом. "Расследований у нас не 54, а целых 300, - сказал пресс-секретарь Даф Шварц. - Они ведутся против 100 военнослужащих, и все законченные дознания уже привели к какому-то наказанию, наложенному провинившимся". По мнению Юджина Файдела, председателя Вашингтонского института военной юстиции, обвинения в адрес армии не больше чем результат недоразумения или непонимания специфики военного судопроизводства.

Юджин Файдел: Сигналы о нарушениях расследуются, и проблема вовсе не в этом. Проблема в том, что военная юстиция в США полностью децентрализована. В любом расследовании принимают участие многочисленные командиры и структуры, из-за чего судебный процесс оказывается гораздо длительнее и сложнее, чем люди могут себе представить. К тому же людям трудно понять, насколько военное правосудие, в котором свои судьи и даже свои присяжные из числа военных, не имеет ничего общего с гражданским судопроизводством. Когда в армии поступает сигнал о нарушении, им в первую очередь занимаются следователи по уголовным делам, которые не подчиняются военному командованию, хотя они военные. Результаты их расследования затем попадают к командиру части, где служат провинившиеся. Он имеет право на это расследование не обратить внимание, но может и передать его дальше, дознавательным органам, а они могут предложить передать дело в военный суд. Но последнее слово все равно остается за командиром, он может такой рекомендации и не последовать. Если же суд все-таки состоится, то за ним следуют две степени апелляции, которые рассматриваются двумя независимыми друг от друга военными инстанциями. И конечно, существует еще право на третью апелляцию, уже в Верховном суде США. То есть это довольно тяжелая и растянутая во времени процедура.

Татьяна Ваксберг: Именно на специфику военной юстиции и обращают внимание правозащитники, утверждая, что командиры, будучи в полном праве прекращать расследование на любом его этапе, подозрительно часто этим правом пользуются. Правозащитники утверждают, что в тех случаях, когда дело доходило до приговора, виновных наказывали слишком мягко, и приводят примеры вроде этого: американский офицер отделался штрафом в 2500 долларов после того, как сам сознался в том, что пригрозил иракцу убить его, затем запихнул его голову в ржавую трубу, объяснил своим подчиненным, что иногда обстоятельства требуют применения силы, приказал им пустить в ход кулаки и наблюдал за тем, как арестованного избивали.

Но дело не только в пытках, утверждают правозащитники. Из полученных ими военных докладов видно, что в Ираке совершаются даже такие нарушения, как бандитские кражи на дорогах. Американский союз за гражданские свободы насчитал больше 5 случаев, когда отдельные военнослужащие или целые отряды нападали на дорогах на мирных жителей и отбирали у них драгоценности и деньги, говоря, что применяют "законы Робин Гуда". Исследование показало, что эти нарушения наказываются в армии строже, чем применение пыток в тюрьмах, например, расследование которых часто даже не передается в суд.

Вопрос к Южину Файделу: на какую судебную защиту могут рассчитывать иракцы, ставшие жертвой насилия со стороны американских военнослужащих? Могут ли они, например, обратиться в иракский суд или они обречены ждать решения американского военного суда?

Юджин Файдел: Я не слышал ни об одном деле против американского военного, которое рассматривалось бы иракским судом. Теоретически это, конечно, возможно, но я думаю, что в ближайшем будущем оба государства подпишут соглашение о том, что американские военные не будут отвечать перед иракским судом.

XS
SM
MD
LG