Ссылки для упрощенного доступа

Нарушения прав человека в отношении призывников


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Северной Осетии Юрий Багров.

Никита Татарский: В России начинается весенний призыв на военную службу. Ежегодно правозащитники отмечают случаи нарушения прав человека в отношении призывников.

Юрий Багров: За прошедшие полтора года число уклонистов от службы в армии в Северной Осетии сократилось вдвое, сообщили Радио Свобода в военном комиссариате республики. Это, по мнению офицера, который отказался представиться, свидетельствует о восстановления доверия к Вооруженным силам. В республиканский военкомат поступают заявки от элитных, как выразился военный чиновник, подразделений Минобороны - Воздушно-десантных войск, морской пехоты, спецназа. Молодежь стремится в эти рода войск гораздо больше, чем в стройбат, подчеркнул офицер. Однако сокращение числа уклонистов наблюдатели объясняют другой причиной. В республике за новобранцами в дни осенне-весеннего призыва объявлена настоящая охота.

Студент Северо-кавказского горно-металлургического института, представившийся Аланом (фамилию он просил не называть) перевелся на очное отделение больше года назад, однако это не спасло его от призыва. С документами, подтверждающими, что он является студентом, Алан отправился в военкомат.

Алан: Пришел я в военкомат, принес справки о том, что я учусь на очном отделении. Меня слушать никто не стал, какой-то подполковник подошел ко мне и сказал: ты должен служить. Я сказал: у меня есть отсрочка на время учебы. Он сказал, что служить сейчас должны все, это приказ Путина. Я хотел устроить скандал, но тут меня скрутили, посадили на поезд и отправили неизвестно куда и неизвестно зачем служить. Хорошо, у меня родственник работает в милиции, я успел дозвониться, и в Беслане меня сняли с поезда. Так я избежал службы в армии в первый раз.

Юрий Багров: Спустя полгода к Алану пришла новая повестка.

Алан: На следующий год ко мне опять пришла повестка, я уже не стал идти в военкомат, потому что знал, что там будет. Рано утром сплю, стук в дверь, открывают - милиционеры, меня вовремя предупредили, спрятался под кровать. Мама сказала, что я уехал в Цхинвали. Они в принципе ничего против не имели, выслушали, написали свою бумагу, мама расписалась, они ушли. Больше ко мне у них претензий не было. Пока.

Юрий Багров: Чтобы избежать дальнейших контактов с сотрудниками правоохранительных органов и офицерами из военкомата, Алан на время весеннего призыва переехал к родственникам.

Алан: Конечно, опасаюсь. Я уже слышал много историй про людей, которым не удавалось слезть с поезда и которые сейчас служат неизвестно где, неизвестно зачем. А я знаю, что мне не удастся их убедить, потому что у них до сих пор лежит эта бумага, что я учусь на заочном отделении. И приноси им бумагу о том, что я на дневном, не приноси, без разницы.

Юрий Багров: Согласно официальной статистике, во время осеннего призыва в Южном федеральном округе выявлено около 1300 уклонистов, на половину из них уже заведены уголовные дела.

XS
SM
MD
LG