Ссылки для упрощенного доступа

Условия проведения всеобщих выборов в Ираке далеки от идеала


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ирина Лагунина.

Андрей Шароградский: Наша тема - предстоящие в Ираке всеобщие выборы, назначенные на воскресенье, 30 января. К этому событию приковано внимание всего мира.

Ирина Лагунина: Парламентские выборы в Ираке в это воскресенье будут проходить в условиях, которые вряд ли можно отнести к нормальным. В целях безопасности даже движение автомашин по улицам без специального разрешения будет в этот день запрещено. Ирак на три дня закрывает границы и на два - международный аэропорт в Багдаде. Не говоря уже о том, что обстановка потребовала от организаторов выборов (в данном случае - ООН) - тоже в целях безопасности - отказаться от некоторых обязательных, с точки зрения демократического процесса, процедур. Например, на выборах не будет международных представителей, которые могли бы засвидетельствовать, насколько голосование свободно и честно. Следить за процедурой будут лишь представители иракской Независимой избирательной комиссии. А международная оценка затем будет основываться на том, что представители ООН проведут беседы с членами избирательной комиссии, и уже на этом основании вынесут свой вердикт. Представитель ООН по выборам в Ираке Карлос Валенсуэла на этой неделе признал, что проблемы безопасности могут сыграть определяющую роль в воскресенье.

Карлос Валенсуэла: Условия для выборов не самые лучшие, и уж конечно, далеки от идеала. Но если требования безопасности будут выполнены, то есть большой шанс, что выборы будут успешными и что результаты будут приняты как честные и легитимные. Надеемся, что так и будет.

Ирина Лагунина: В нарушение обычной процедуры выборов, избирательные участки будут окружены иракскими армейскими и полицейскими силами. Американские и другие международные части решено рядом с избирательными участками не выставлять. Но все равно они будут в непосредственной близости, чтобы в крайнем случае взять ситуацию под контроль. Угрозы терактов против голосующих слышались в последнее время почти каждый день.

Жители Ирака: Мы, моджахеды провинции Ниневея, клянемся Богу, что будем эскадроном на службе исламской религии. То, что они называют выборами, не имеет корней в исламе, и поэтому мы будем бить по каждому избирательному штабу, да поможет нам Бог.

Ирина Лагунина: Аналогичные угрозы посылал и тот, кого называют основным террористом Ирака - Абу Мусаб аз-Заркауи. Именно поэтому в особо проблематичных провинциях избиратели пока не знают даже, где будут находиться избирательные участки, то есть куда им в воскресенье идти. А некоторые партии не опубликовали до конца все фамилии своих представителей - чтобы не подвергать их жизнь угрозе. Так что многие увидят полные списки тех, за или против кого они голосуют, только в воскресенье.

Рядом со мной в студии директор радиостанции «Свободный Ирак» Сергей Данилочкин. Сергей, давайте поговорим о том, что собой будут представлять эти выборы в воскресенье. 275 представителей парламента должны быть определены в ходе голосования. При том, что сунниты решили бойкотировать избирательный процесс, то есть их представители избраны не будут, сколько мест будет зарезервировано для них в законодательном органе?

Сергей Данилочкин: Об этом пока не говорит никто, с одной стороны. С другой стороны, речь не идет о полном, если так можно выразиться, бойкоте суннитами парламентских выборов в Ираке. Надо сказать, что в Ираке одновременно будут проходить выборы в 3 уровня органов власти, то есть в национальные, в региональные и в местные. Предположительно, в ряде политических партий среди кандидатов будут сунниты по своему религиозному самоопределению, но они не выставляют это как главную основу своей предвыборной платформы, то есть их больше волнуют политические позиции, на которых они стоят. И вероятно, что такие люди попадут, скорее всего, в парламент. Поэтому говорить о том, что сунниты там вообще представлены не будут, не верно. Там не будут представлены те сунниты, которые могли бы числиться в тех списках, которые выдвигают чисто суннитские какие-то организации, для которых именно суннитская направленность их религиозных воззрений является главной и основополагающей.

Ирина Лагунина: О каких организациях идет речь?

Сергей Данилочкин: Для суннитов очень важный орган - это Совет улемов, который возглавляет суннитскую общину в Ираке. Они сказали, что они не готовы участвовать в выборах на определенных условиях, и те, кто с ними солидаризируется, на эти выборы не пошли.

Ирина Лагунина: Спасибо. Этот разговор мы продолжим завтра - мы будем говорить о том, как именно устроены эти выборы организационно. Это был Сергей Данилочкин, директор радиостанции «Свободный Ирак».

Большинство правозащитных организаций в связи с этим выразили сомнение в том, насколько результаты выборов будут отражать политическую волю иракского народа.

Мы беседуем с представителем организации «Международная кризисная группа» в Иордании Джостом Хилтерманом. Группа следит за тем, как развивалась и вот теперь вступила в финальную стадию предвыборная кампания в Ираке.

Джост Хилтерман: Мы не правозащитная группа, поэтому мы рассматриваем процессы с немного иной точки зрения - с точки зрения мирного перехода власти и перспектив дестабилизации обстановки в стране. И вот с этой точки зрения предстоящие выборы грозят еще больше дестабилизировать ситуацию в Ираке, а не охладить нынешнее напряжение. Почему? Потому что в них не будут принимать участие арабские сунниты. Конечно, они сами себя в данном случае исключили, но они, тем не менее, не будут участвовать в формировании политической жизни и политических институтов нового Ирака и могут обратиться к вооруженному сопротивлению. А вот это уже - возможная дорога к гражданской войне.

Ирина Лагунина: То есть вы хотите сказать, что выборы сейчас пришлись не ко времени?

Джост Хилтерман: Мы заявили два месяца назад, что выборы надо отложить. Но сейчас уже все зашли в такой тупик, что отложить их - значит породить еще больше проблем, чем ежели проводить их в соответствии с графиком. Так что откладывать их сейчас уже не имеет смысла. Сейчас надо свести к минимуму ущерб. Надо сделать так, - и в этом будет первоочередная задача нового правительства - чтобы сунниты были включены в работу новых органов власти, чтобы их ввели в эти структуры хотя бы через боковую дверь, через черный ход, если хотите. Чтобы они принимали участие и в разработке новой Конституции, чтобы они были в составе кабинета министров, чтобы у них были посты в министерствах и других политических институтах нового Ирака.

Ирина Лагунина: Но кого из суннитов новое правительство должно приглашать участвовать в работе кабинета министров и парламента, если само суннитское сообщество никого не избирало, никому не отдавало предпочтение?

Джост Хилтерман: Если они проявят благоразумие, они выберут представителей из как можно более широкого политического спектра, а не только тех, кто им нравится или с кем они согласны. В противном случае раздражение и недовольство суннитского сообщества только возрастет, никак не уменьшится. Остается только надеяться, что выбор будет удачным. Но пока ситуация складывается настолько плохо, что с трудом верится, что после выборов станет лучше. Конечно, надо быть оптимистом.

Ирина Лагунина: Джост Хилтерман, представитель организации «Международная кризисная группа» в Аммане, в Иордании.

XS
SM
MD
LG