Ссылки для упрощенного доступа

В Ираке начались переговоры о формировании нового правительства


Кирилл Кобрин: В Ираке начались переговоры о формировании нового правительства по итогам всеобщих выборов, состоявшихся в конце января. Официальное подтверждение результатов голосования, согласно которым победу одержал шиитский политический блок "Объединенный иракский альянс", ожидается через три дня. Выборы в Ираке рассматриваются многими как первое свободное народное волеизъявление за последние полвека и как ключевой шаг в процессе урегулирования иракского кризиса. В то же время сами организаторы выборов признают, что условия проведения голосования были далеки от идеальных, а абсолютное большинство иракских суннитов проигнорировало выборы, считая их нелегитимными. Одной из неожиданностей нынешних выборов стало успешное выступление на них курдских партий, которое может серьезно сказаться на будущем Ирака.

Андрей Шароградский: Подсчет голосов, поданных на выборах 30 января, продолжался две недели. Накануне были объявлены официальные данные, согласно которым блок мусульман-шиитов "Объединенный иракский альянс" набрал 48 процентов голосов, на втором месте Объединение курдских партий - у него 26 процентов, замыкает первую тройку лидеров блок, поддерживающий нынешнего премьер-министра Айяда Аллауи - 13 процентов голосов. Из 8 миллионов 456 тысяч 22 поданных бюллетеней недействительными признаны чуть более 94 тысяч.

Комментируя завершившиеся выборы, вице-президент Ирака Ибрагим Джаафари заявил в интервью Радио Свобода.

Ибрагим Джаафари: Приятно было отметить, что в день выборов проявилась электоральная культура, как в ходе голосования, так и во время работы наблюдателей. Можно было видеть, как такие подходы становятся частью политической культуры, даже в ходе продолжающихся дебатов. Всем не терпелось узнать, что принесут выборы. По-моему, сами выборы - это уже существенное достижение для иракцев, сами они стали настоящей победой.

Андрей Шароградский: Советник иракского правительства по национальной безопасности Мувафак аль-Рубаи также высоко оценил значение выборов.

Мувафак аль-Рубаи: Это кардинальное изменение в истории Ирака. Впервые народ страны участвовал в свободных выборах и, как все видели, имело место реальное соперничество. Это были свободные и честные выборы.

Андрей Шароградский: По словам представителя избирательной комиссии Фарида Айяра, в течение ближайших трех дней результаты голосования могут быть оспорены.

Фарид Айяр: С завтрашнего дня, если есть жалобы, комиссия начнет принимать эти жалобы. У всех есть три дня на регистрацию жалоб. В течение этих трех дней мы постараемся рассмотреть некоторые из них. Если мы не сможем этого сделать, мы, возможно, продлим срок рассмотрения. Когда все это будет закончено, мы окончательно утвердим результаты .

Андрей Шароградский: Победа "Объединенного иракского альянса" предсказывалась большинством наблюдателей, однако существовали разные мнения относительно того, удастся ли этому блоку завоевать абсолютное большинство в 275-местной Национальной ассамблее Ирака. Сейчас стало ясно, что "Объединенный иракский альянс" должен сформировать коалицию с каким-то из политических блоков, чтобы взять под контроль процесс создания и одобрения новой Конституции, а также избрания нового президента и премьера. Конституция должна быть разработана и одобрена на всенародном референдуме, который, в свою очередь, должен состояться не позднее 15 октября.

Главным недостатком выборов называется, в первую очередь, практически полный отказ от участия в них суннитского меньшинства, которое, тем не менее, составляет очень значительную часть иракского населения и доминировала во время правления режима Саддама Хусейна. Отсутствие суннитов в руководстве Ирака может стать мощнейшим дестабилизирующим фактором и привести к продолжительной гражданской войне. Итоги выборов в Ираке комментирует наш специальный корреспондент Валентинас Митте.

Валентинас Митте: Эти результаты прогнозировались и не один аналитик говорил, что иракский альянс получен большинством, но только никто, конечно, не мог сказать, какие будут цифры. Цифры были немножко меньше, чем надеялся альянс. Они надеялись получить больше, чем 50 или хоть 50, а по этим данным, которые были объявлены вчера, они получили 48.

Что неожиданно в этих выборах? Это большинство, которое получили курды. Курды могут создать еще не одну проблему в Ираке.

Андрей Шароградский: Тот факт, что "Объединенный иракский альянс" не получил абсолютное большинство, насколько руководство вот этой группировкой политической рассчитывало получить это большинство, чтобы иметь право самой сформировать правительство?

Валентинас Митте: Они надеялись его получить. Они не раз об этом говорили. Один их представитель сказал, что они как-то удивлены, что они получили только 48 процентов, а не 52 и 50.

Андрей Шароградский: Можно ли ожидать, что ситуация стабилизируется после выборов?

Валентинас Митте: Чтобы ситуация стабилизировалась, надо решить проблему суннитов. Большинство суннитов не участвовало в выборах, и как-то новым властям надо сделать так, чтобы сунниты участвовали в новом правительстве. Это дело переговоров. Другой вопрос, что будут делать шииты у власти. Будет ли это власть религиозных шиитов или это будет другая власть, менее религиозная? Как будет различаться, это неясно. Другой вопрос - это курдский вопрос. Это вопрос Киркука, это вопрос курдских регионов в Ираке. Как он будет решен, от этого зависит не только стабильность, но и территориальная целостность страны.

Андрей Шароградский: А чего будут добиваться курды?

Валентинас Митте: Курды добиваются включения Киркука, который богат нефтью, в Курдский автономный регион. А с этим не согласны ни арабы, часть которых была переселена в Киркук, с этим, я сомневаюсь, чтобы была согласна Турция.

Андрей Шароградский: "Объединенный иракский альянс", победивший на выборах, пользуется поддержкой религиозного лидера верховного шиитского аятоллы Али ас-Систани. Можно ли в этих условиях рассчитывать на то, что в Ираке у власти будет светское руководство, а не клерикальное правительство, как в соседнем Иране, в котором, кстати, также у власти шииты?

Валентинас Митте: Представители альянса не раз говорили, что они будут руководствоваться принципами Корана. Но Коран, как и всякий святой текст, поддается интерпретации. К какой интерпретации они прибегнут, пока неясно. Но все-таки более-менее ясно, что шииты Ирака отличаются от тех шиитов, тех мулл, которые у власти в Иране. Создание светского правительства, какое оно может быть в Ираке, на Ближнем Востоке, я думаю, возможно. Эти различия между Ираном и Ираком, между шиитами Ирана и Ирака, я думаю, что дадут о себе знать. Шииты заинтересованы в едином иракском государстве и, я надеюсь, что они будут вести переговоры и с суннитами, и с курдами. Тем более, что сунниты никак не соглашаются с религиозной шиитской интерпретацией Корана. Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Владимир Абаринов.

Андрей Шарый: Практически все серьезные наблюдателей говорят об успехе выборов в Ираке, однако все они подчеркивают, что это едва ли не первый, хотя и очень значительный шаг на пути к политическому урегулированию в стране. О некоторых экспертных оценках в Соединенных Штатах ситуации в Ираке Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов, Вашингтон: Шииты получили 48 процентов голосов. Это значит, что они составят самую многочисленную фракцию в Национальной ассамблее, однако не смогут контролировать ее. Для этого необходимо квалифицированное большинство в две трети. Лидер шиитского блока Абдель Азиз аль-Хаким уже приступил к консультациям по вопросу о формировании парламентской коалиции. Наиболее вероятным комментаторы считают союз шиитов с курдами, чей блок набрал на выборах 25 процентов голосов. На третьем месте с большим отрывом оказался избирательный список премьер-министра переходного правительства Айяда Аллауи. Самый успешный список кандидатов-суннитов набрал менее 2 процентов голосов и получит около 10 мест из 275. Этот результат стал в значительной мере следствием бойкота выборов, к которому призвали своих единоверцев суннитские лидеры.

Суннитская община занимала привилегированное место в саддамовском Ираке, хотя по своей численности она уступает шиитскому населению. Теперь она оказалась в положении политического меньшинства. Сунниты говорят теперь о том, что итоги выборов не отражают реальной структуры иракского общества. Но и шиитам придется смягчить свою позицию по наиболее острым конституционным вопросам.

Наиболее вероятным кандидатом на пост премьер-министра нового правительства считается Ахмад Чалаби - в прошлом лидер иракской политической иммиграции и член Правящего совета. Он избран в парламент по шиитскому списку и уже заявил, что сунниты не будут исключены из политического процесса. Явка избирателей составила по стране около 60 процентов, однако в суннитских районах она была крайне низкой.

Государственный секретарь США Кондолиза Райс на прошлой неделе высоко оценила итоги иракских выборов как следствие верной стратегии Вашингтона и его союзников по коалиции.

Кондолиза Райс: Мы можем быть уверены в нашем успехе - ветер свободы дует в наши паруса. Зона свободы расширяется от афганских деревень до площадей Украины, от улиц на палестинских территориях и в Грузии до избирательных участков в Ираке.

Владимир Абаринов: В нынешнем составе Национальная Ассамблея просуществует до декабря этого года. После того, как на референдуме будет одобрен проект конституции, в Ираке пройдут новые всеобщие выборы.

XS
SM
MD
LG