Ссылки для упрощенного доступа

Людмила Алексеева, Сергей Ковалев, Анна Политковская


Андрей Шарый: В рубрике "Человек дня" Радио Свобода 12 января мы представляем лауреатов международной премии имени Улофа Пальме за вклад в развитие демократических ценностей - российских правозащитников Людмилу Алексееву и Сергея Ковалева и журналистку Анну Политковскую.

Премия Улофа Пальме учреждена в Швеции в 1987 году в память о погибшем премьер-министре королевства. Ее лауреатами становились бывший президент Чехии Вацлав Гавел, палестинский правозащитник Ханан Ашрави, другие либеральные политики и общественные деятели. Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы, Сергей Ковалев, бывший председатель Комиссии по правам человека при президенте России, оба они - известнейшие и старейшие российские правозащитники. Анна Политковская, обозреватель "Новой газеты", известная публикациями о войне в Чечне, лауреат международных правозащитных наград.

Премия имени Пальме присуждена, как подчеркивается в решении жюри, "как знак признательности за проявленные честность и бескомпромиссность в защите прав человека и свободы слова в России".

О лауреатах премии имени Улофа Пальме говорит мой коллега Владимир Бабурин.

Владимир Бабурин: Я считаю для себя большой честью назвать всех этих людей - Людмилу Михайловну, Сергея Адамовича, Аню - своими друзьями. Я знаю, сколько у них недоброжелателей, - выберу самое мягкое, пожалуй, - слово, которые совершенно искренне считают их всех троих врагами России, особенно после того, как кремлевские руководители вытащили из старого багажа слова про "агентов влияния", "пятую колонну", слова, которые упали на хорошо подготовленную почву. Разубеждать думающих так, причем думающих искренне, не имеет смысла. За свое право говорить, что думают, делать, что считают нужным и правильным, каждый из этих троих заплатил свою цену - годами эмиграции, тюрьмы и ссылки, отравлением, едва не стоившим жизни.

В России, столь тягостно ищущей свою национальную идею и особый путь, есть национальная, если хотите, забава - искренне изобличать, топтать и уничтожать врагов, а потом столь же искренне каяться и ставить им памятники. О любви к родному пепелищу немало написано и нет нужды повторяться.

Когда я познакомился с Сергеем Ковалевым, а было это вскоре после его возвращения в Москву после долгих лет тюрьмы и ссылки, я спросил - верил ли он тогда, что все, что он делал, принесет скорые плоды? Он ответил, что такой вопрос задавали Андрею Сахарову, и он сказал тогда: "Нет, конечно. Но крот История роет медленно". Ковалев затянулся неизменной тогда беломориной и добавил: "Видите, он довольно быстро роет". С тех пор прошло десятка полтора лет. Крот продолжает рыть с разной скоростью и даже иногда, кажется, меняя направление. Правда, Ковалев с последним предположением не согласен, считает, что куда надо роет. Мнения по этому поводу двух других лауреатов премии Пальме Людмилы Алексеевой и Анны Политковской я не знаю.

XS
SM
MD
LG