Ссылки для упрощенного доступа

Джордж Лукас


Андрей Шароградский: Человек дня Радио Свобода 13 мая - американский кинорежиссер Джордж Лукас. В Москве состоялась премьера заключительной части его знаменитых "Звездных войн" "Эпизод 3. Месть Ситхов".

Джордж Лукас родился в 1944 году в Калифорнии. Окончил киношколу при Южно-Калифорнийском университете. Работал ассистентом Френсиса Форда Кополлы, который спродюсировал его первый полнометражный фильм, вышедший в 1971 году. Мировую известность Джордж Лукас приобрел в 1977 году после выхода на экраны "Звездные войны", получившего пять премий американской киноакадемии.

Джордж Лукас продюсер, сценарист, режиссер. Он основатель компании, которая специализируется на визуальных эффектах в кино. Человека дня Радио Свобода Джорджа Лукаса представляет мой коллега Александр Генис.

Александр Генис: Лукаса в Голливуде зовут футуристом. И есть за что. Он дальше всех продвинул кинематографическую технику, создал настоящую индустрию спецэффектов и подарил кино объемное звучание, превратив зрительский зал в аквариум звука. Главная, однако, его заслуга в том, что он нашел технологии новое место в раскладе. Первая заповедь Лукаса звучит так: “Спецэффекты скучны вне сюжета, они - инструмент рассказчика, позволяющие добиться максимальной драматургической интенсивности”.

Это признание раскрывает в Лукасе нутро формалиста. Спецэффекты для него - то же, что “парад аттракционов” у Эйзенштейна или “саспенс” у Хичкока. Поэтому каждый трюк “Звездных войн” не только разворачивает действие, но и задерживает его. Эта двойная игра бесперебойно демонстрирует свои преимущества на всем пространстве сегодняшнего “мифостроительного” кино – от “Властелина колец” до “Ночного дозора”. Тем важнее вспомнить, что у истока этой неотразимой парадигмы стоят “Звездные войны”.

Лукас первым - в споре со всем Голливудом! - сумел доказать, что технический прогресс отрывает кино от психологического жанра, чтобы вернуть зрителя к эпической традиции. Как Гомер, такое кино знает лишь один способ изображения – фронтальный: существует только то, что показано, и все, что показано, важно. Поэтому, задав общую ситуацию, сюжет уходит в подробности. Каждая из них, как щит Ахилла, разворачивается в самостоятельную и увлекательную панораму.

Освоив архаическую наррацию, Лукас создал способ повествования, идеально вписывающийся в компьютерную вселенную. Почти любой кадр в его фильмах напоминает "окошко" в мониторе. Стоит по нему щелкнуть, как оно раскрывается, чтобы впустить нас в новый, нисколько не похожий на предыдущий, мир. Начиненные друг другом сцены бегут по экрану вдоль сюжета. Мерное, словно прибой, чередование визуальных приключений качает зрителя, как щепку на волнах, позволяя автору “Звездных войн” уже треть века – с 1977-го года! - оттягивать развязку. Что, надо признать, только на руку той истории, которую рассказывает эта “космическая опера”: война добра со злом может завершиться победой лишь тогда, когда миф становится религией, а кино – пропагандой.

XS
SM
MD
LG