Ссылки для упрощенного доступа

Николай Гедда


Андрей Шароградский: Человек дня Радио Свобода 11 июля - один из величайших теноров XX века Николай Гедда, ему исполнилось 80 лет.

Николай Гедде родился в Стокгольме в бедной семье. Родители хотели даже отдать его в детский дом, но сестра отца Ольга взяла его на воспитание и заменила ему мать. Своим отцом Гедда всегда считал ее мужа, русского по происхождению, Михаила Устинова. Детство Николая Гедды прошло в Германии, в Лейпциге. В 1957 году он впервые вышел на сцену "Метрополитен Опера", где пел 26 лет и исполнил 27 различных партий.

На протяжении своей карьеры Николай Гедда принял участие в записях 70 опер и классических оперетт, 20 ораторий и 300 песен и романсов, в том числе любимых им русских композиторов Глинки, Чайковского, Рахманинова. В 80-х годах Гедда приезжал в СССР и выступал в Москве, Ленинграде и Таллинне. Сейчас живет в Швейцарии.

Человека дня Радио Свобода представляет наш корреспондент Юрий Векслер.

Юрий Векслер: Петь Николай Гедда начал в детском хоре лейпцигской православной церкви, где регентом служил его отчим. После прихода к власти нацистов семья покинула Германию и вернулась в Швецию, где Гедда вынужден был поступить на службу в банк. Период ломки голоса у Николая продолжался долго и он в какой-то момент потерял надежду снова запеть. Только в 17 лет вернулась к нему способность делать то, что он любил больше всего.

На оперной сцене Стокгольма Гедда дебютировал тоже сравнительно поздно - в 26 лет. Но судьба, как видно, просто бережно готовила свой подарок музыкальному миру. На этом пути у Гедды было две удачи. Один из клиентов банка познакомил его со шведским тенором Карлом Мартином Йоманом, ставшим учителем певца на долгие годы. А в дни оперного дебюта Гедды продюсер фирмы "Эмми" Вальтер Легге искал тенора для записи партии самозванца в "Борисе Годунове" Мусоргского с Борисом Христовым в главной партии. Услышав в Стокгольме Гедду, Легге тут же утвердил его и написал в телеграмме Караяну: "Я слышал сегодня величайшего моцартовского певца в своей жизни". Запись Годунова стала классической. Дирижировал, кстати, Исайда Бровейн, тот самый, что играл Ленину апосионату.

Вскоре началась работа Гедды с Караяном и другими выдающимися дирижерами, спектакли и записи с Марией Калласс, Миреллой Фрэни, Монсерат Кабалье. Гедде создал эталонное исполнение разностилевых оперных партий, в том числе Хозе и Фауста, герцога в "Риголетто" и Ленского.

Певец обладает превосходным чувством юмора в жизни и комического на сцене. Недаром он был в 70-е годы еще и суперзвездой немецких телепостановок по классическим опереттам. Мне посчастливилось брать у Николая Гедды интервью и слышать его в концерте в Берлине. Кроме кристально чистого, с годами не потускневшего голоса, фирменным знаком Гедды всю жизнь было пение без акцента на семи языках, которыми он свободно владеет.

Я позволил себе как-то покритиковать произношение солистов в берлинской постановке "Пиковой дамы" и привел Даниэлу Баринбуйму в пример Гедду. На что последовал молниеносный ответ дирижера: "Гедда - гений".

XS
SM
MD
LG