Ссылки для упрощенного доступа

Ариэль Шарон и Махмуд Аббас объявили на своей встрече в Египте о немедленном прекращении огня


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Рафшан Гусейнов и Мумин Шакиров.

Андрей Шароградский: Главная международная тема сегодняшнего дня - четырехсторонний саммит с участием представителей Израиля, Палестинской автономии, Египта и Иордании, который состоялся в египетском курортном городе Шарм-эль-Шейх. Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон и лидер Палестинской автономии Махмуд Аббас объявили на своей встрече в Египте о немедленном прекращении огня после четырех лет конфликта. Сейчас на линии прямого эфира наш корреспондент на Ближнем Востоке Рафшан Гусейнов, который внимательно следил за ходом саммита в Египте.

Рафшан, добрый день, вам слово.

Рафшан Гусейнов: Здравствуйте. Сегодня президент Палестинской автономии Махмуд Аббас заявил в Шарм-эль-Шейхе, что они с премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном договорились положить конец враждебным действиям против палестинцев и израильтян не только на своих территориях, но и где бы то ни было. Вчера после переговоров с Госсекретарем США Кондолизой Райс стороны заявили, что на саммите будет объявлено перемирие. Пока еще не ясно насколько Абу Мазан вправе говорить от лица палестинских группировок, почти каждая из которых имеет свою маленькую армию.

Например, «Хамас" объявил вчера, что не пойдет на перемирие с Израилем вслепую, а должен сначала определить свою позицию по итогам саммита. По словам аналитиков, "Хамас", бойкотировавший выборы палестинского президента, может пойти на сотрудничество с Махмудом Аббасом в обмен на политические посты. В общем, радикальные палестинские фракции выдвигают ряд условий для перемирия с Израилем - это и полный вывод израильских войск со всех палестинских территорий, включая Восточный Иерусалим, и право палестинских беженцев на возвращение, и освобождение всех палестинских узников. Угроза враждебной акции "Хесболлы" была упомянута вчера на встрече руководителей служб безопасности Израиля и Палестинской автономии. В связи с этим силы безопасности Египта были приведены в состояние повышенной готовности.

Махмуд Аббас также собирается взять под контроль все военные и полицейские силы на территории автономии. Накануне саммита Израиль объявил о беспрецедентной уступке. Впервые Израиль согласился выпустить часть палестинских узников, замешанных во враждебной деятельности по отношению к Израилю. Палестинская сторона хочет также получить у Израиля список лиц, находящихся в розыске, чтобы объявить им амнистию, при условии отказа от террористической деятельности.

Андрей Шароградский: Рафшан, скажите, насколько велик общественный интерес к нынешнему саммиту в Египте в Израиле? Насколько люди интересуются этими событиями?

Рафшан Гусейнов: Израильтяне не очень верят в то, что какой-либо саммит сможет изменить ситуацию коренным образом. Поэтому, скажем, на бытовом уровне интерес к саммиту небольшой. А с другой стороны, никому не хочется войны. Люди соскучились по миру.

Саммит в Шарм-эль-Шейхе живо обсуждается в средствах массовой информации. Подчеркивается, что даже официальное объявление перемирия не означает конец насилию, так как радикальные палестинские группировки пока еще не заявили о готовности заключить перемирие с Израилем. Общая оценка такова, что истинные результаты саммита покажет время.

Андрей Шароградский: Рафшан Гусейнов упомянул о том, что накануне с премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном и лидером Палестинской автономии Махмудом Аббасом встречалась новый госсекретарь США Кондолиза Райс. Вот что Кондолиза Райс заявила сегодня по поводу перспектив мирного урегулирования на Ближнем Востоке.

Кондолиза Райс: Мы осознаем, что у Израиля и палестинцев впереди долгая дорога, но сейчас обе стороны, судя по всему, намерены использовать появившийся у них шанс.

Андрей Шароградский: За нынешним саммитом в Египте внимательно следят специалисты во всем мире. Мой коллега, корреспондент Радио Свобода в Москве Мумин Шакиров попросил прокомментировать нынешние переговоры обозревателя московской газеты "Коммерсантъ" Сергея Строканя.

Сергей Строкань: Безусловно, сегодня мы увидим достаточное количество комментариев, тон которых будет весьма позитивным. Мы услышим, наверняка, эпитеты "исторический прорыв", "начало нового диалога между израильтянами и палестинцами". В какой-то степени это будет справедливо. Тем не менее, история палестино-израильского и конфликта, и попыток примирить обе стороны свидетельствует о том, что очень часто журналисты-комментаторы выдают желаемое за действительное, пытаясь рассмотреть в попытках какого-то сближения и поиска общего языка некую далеко идущую тенденцию. Вот в этом смысле, я полагаю, что можно говорить только об относительном успехе саммита в Шарм-эль-Шейхе, потому что проблемы глубокие, фундаментальные остаются. На этой встрече они не были и не могли быть решены, потому что эта задача, собственно, и не ставилась. Поэтому многое сейчас будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация в дальнейшем и внутри Израиля, и внутри Палестины, какие позиции будут занимать и Махмуд Аббас, и Ариэль Шарон.

Мумин Шакиров: Скажите, есть ли какие-то заготовки у американцев или у иорданского короля, на ваш взгляд?

Сергей Строкань: Я полагаю, что можно вести сейчас речь о заготовках какого-то тактического характера, о решении каких-то неотложных задач, таких как достижение перемирия. Что касается фундаментальных проблем, которые всегда были камнем преткновения в отношениях двух сторон, таких как вопрос о статусе Восточного Иерусалима, о судьбе палестинских беженцев и так далее и так далее, то эти проблемы, конечно, требуют не только неких заготовок, о которых вы говорите, потому что заготовок было достаточно в эти годы, а требует политической воли, а это совершенно другое уже. Когда стороны созреют для того, чтобы продемонстрировать политическую волю, когда они почувствуют достаточный ресурс внутренней поддержки у себя в странах, тогда можно будет говорить о каком-то уже долгосрочном урегулировании вполне реально.

Мумин Шакиров: Почему Россия не участвует в этой встрече?

Сергей Строкань: Потому что это региональная инициатива. Сейчас попытались действовать с привлечением региональных государств. Почему бы и нет?

Андрей Шароградский: Президент Института изучения Израиля и Ближнего Востока Евгений Сатановский также не склонен преувеличивать значение сегодняшнего саммита в Египте.

Евгений Сатановский: Даже если домашние заготовки и существуют у Абу Мазана, у Ариэля Шарона, или существуют какие-то такого же рода сюрпризы позитивные у главных спонсоров этого саммита американцев, вряд ли их следует рассматривать как прорыв. Прорывом будет долгосрочное прекращение терактов, с одной стороны, и установление полномасштабных деловых отношений, включая работу тех десятков тысяч палестинцев, которые имеют свою единственную возможность заработать в Израиле, с другой, на израильской территории. Если в течение хотя бы полугода мы увидим стабильное развитие отношений между палестинцами и израильтянами, можно будет гадать насколько это прорыв. Если еще примерно в течение года система революций перейдет в систему холодного, но все-таки сосуществования, можно будет сказать, что прорыв совершен. От саммитов я бы не стал ждать чего-то сенсационного.

XS
SM
MD
LG