Ссылки для упрощенного доступа

Покушения на Виктора Ющенко: следы ведут в Москву


Программу «Темы недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие киевский журналист Владимир Арьев.

Дмитрий Волчек: Сегодня мы попытаемся пролить свет на самые мрачные тайны политического противостояния на Украине, будем говорить о попытках физического устранения оппозиционного кандидата. Наш гость – киевский журналист Владимир Арьев, ведущий программы журналистских расследований «Закрытая зона» на Пятом канале украинского телевидения.

Владимир, ваша последняя, вышедшая перед Новым годом и вызывавшая большой резонанс программа, была посвящена не только отравлению Виктора Ющенко, но и другим попыткам покушения на него, о которых, возможно, не все наши слушатели знают. Вы рассказываете, в частности, о взрывчатке, которую доставили в Киев российские граждане. Давайте с этого эпизода начнем. Что именно произошло, и кого хотели взорвать?

Владимир Арьев: Это все случилось 21 ноября. Вроде бы случайно задержали двух людей, которые имели в своей машине взрывчатку. Насчет случайности не знаю, - возможно, действительно, это произошло так, как в свое время арест серийного убийцы Оноприенко во время проверки паспортного режима. Но, мне кажется, что все-таки могли сработать спецслужбы. И вот что произошло: 21 ноября в день второго тура выборов в одном из домов в центре Киева сработала сигнализация в одной из частных квартир. Приехавшая туда государственная служба охраны разделилась, и одна часть начала проверять квартиру, вторая прилегающие окрестности дома. Они там заметили машину с российскими номерами, которая стояла во дворе, припаркованная рядом, и в ней сидело два человека. Представители милиции подошли и спросили у них документы. Эти люди начали, как потом было написано в милицейском протоколе, «вести себя неадекватно». Потом у них взяли документы на имя Михаила Андронова, паспорт гражданина Украины, и Олега Чепурного, паспорт гражданина России, машина была с российскими номерами, № Р804ОС, код региона 97. Когда начали проверять машину, там оказалась взрывчатка, замаскированная под батон хлеба, три килограмма пластида. Очень легко было определить – из батона почему-то торчали провода, - это естественно, заинтересовало правоохранителей. Когда начали выяснять личность этих людей, оказалось, что паспорта были фальшивыми. На самом деле имена этих людей, оба они граждане России, одного зовут Шугай Михаил Николаевич, 35 лет, житель Москвы, дважды судимый. Второй Москвитин Марат Борисович, 33 года, уроженец Москвы, житель деревни Вялово Владимирской области. И они уже потом написали признательные показания о том, что должны были подогнать машину со взрывчаткой к офису Виктора Ющенко, где находился штаб лидера оппозиции и в день выборов проходили совещания всей коалиции «Сила народа». Что интересно, в тот же день возле штаба была задержана другая машина со взрывчаткой. Видно, там другие люди это сделали, очевидно, план был более серьезный. Но многое указывает на то, что разработка была достаточно масштабной, поскольку эти люди приехали в Киев еще в сентябре прошлого года. Получается, они почти два месяца разрабатывали план местности. Жили они в 15 километрах от Киева. Специалисты из украинской службы безопасности сказали, что очень все похоже на то, как разрабатывались в свое время теракты в Москве, когда взрывали жилые дома.

Дмитрий Волчек: Они дают показания? Где они сейчас находятся? Объяснили они, кто им заказал теракт?

Владимир Арьев: Насколько я знаю, в данный момент идет следствие. Они находятся в следственном изоляторе. Сначала следствие начало пробуксовывать: это понятно, была достаточно напряженная ситуация в стране, никто не понимал, чем это закончится. Но люди, которые хотели довести следствие до конца, насколько я понимаю, сделали утечку. И из показаний, - ксерокопию одного протокола мы имеем, - явствует, что Шугай Михаил Николаевич, один из задержанных, в начале сентября познакомился в Москве с человеком, который назвался Сургучевым. Очевидно, это, скорее всего, псевдоним. Сургучев объяснил Шугаю, что есть работа – нужно разработать покушение на кандидата в президенты Ющенко и его соратницу Тимошенко. Вот это то, что пока нам удалось выяснить.

Дмитрий Волчек: Вы приводили в передаче записи таинственных телефонных разговоров, проливающих свет на замысел организаторов отравления Виктора Ющенко. Давайте послушаем фрагмент одного из таких разговоров, прозвучавший в телепередаче «Закрытая зона».

- Александр Иванович, есть многоходовка. Как только Россия скажет, что никакого отношения не имела, есть люди с признательными показаниями. И этим Павловским драпать надо будет довольно далеко.

- А Павловские общались с Ющенко и могли его отравить?

- Нет, автор идеи и организатор, идейный вдохновитель.

- Да ты что? Этот м….к выдвигал такую идею?

- Абсолютно.

- И что, есть люди, которые это могут подтвердить?

- Которые могут подтвердить не в прессе, а в прокурорских показаниях.

- Действительно?

- Абсолютно.

- Ты серьезно это говоришь?

- Абсолютно. Мало того, люди за границей находятся, вывезены, все путем. Я когда говорю о том, что это идет масштабная операция, я не про журналистские хохмы рассказываю.

- Сейчас ты говоришь серьезно?

- Да.

- Потому что до этого было как юмор. Никто об этом не знает.

- Какой же юмор?

- Об этих Павловских штучках.

- Речь шла о том, чтобы испохабить физиономию, чтобы мессию изуродовать и прилепить на него печать Зверя.

- Господи, боже мой. И он так ставил задачу кому-то?

- Да.

- Мама мия!

- И так уж не знаю, отставным или действующим работникам спецслужб, кого-то нанял.

- Наверное, отставных.

- Вот этого не скажу.

- Это просто бред какой-то.

- А что, не похоже по циничности?

- Ну, на этого мерзавца, конечно, он на все способен, у меня сомнений нет. Но до такого додуматься!

Дмитрий Волчек: Владимир, прежде всего, кто эти собеседники, кто такой Александр Иванович?

Владимир Арьев: Александр Иванович - я выяснил его фамилию, недавно совсем она мне стала известна. К сожалению, я не могу сказать, все-таки обещал человеку, что этого делать не буду. Это один из работников администрации российского президента. Человек работает в Кремле в одном из отделов, достаточно влиятельная персона. И он из группы, которая противодействует деятельности Глеба Павловского в кремлевской администрации. Насколько я понимаю, не только Павловского, но всей группы Павловского-Суркова.

Дмитрий Волчек: А кто с ним разговаривал из Киева?

Владимир Арьев: Из Киева с ним разговаривал тоже достаточно информированный человек. К сожалению, не могу назвать его фамилию. Но я когда выяснил, что это за человек, я позвонил ему. Он мне полностью подтвердил факт этого разговора, сказал, что, естественно, он не рад, что этот разговор был предан огласке. Но поскольку этот разговор носил не криминальный, а информативный характер, - то есть люди, которые принимали в нем участие, не совершали никаких преступлений, - естественно, если мы не сохранили тайну разговора, то сохраним тайну лиц. Это достаточно информированный человек, который работает близко к группе, ведущей расследование отравления Виктора Ющенко.

Дмитрий Волчек: Итак, из разговора следует, что Виктора Ющенко именно хотели изуродовать, а не убить, «испохабить физиономию» – сказал этот человек. Между тем другие источники утверждают, что доза диоксина была смертельной, если бы не австрийские врачи, Ющенко бы умер. И существует множество альтернативных версий, что это вообще не отравление, а результат, например, неудачной косметической операции. Какая версия вам кажется самой достоверной?

Владимир Арьев: Могу привести в пример слова профессора медицины Шварца из Вашингтона. Он сказал, что если они выбрали диоксин, чтобы убить Ющенко, то это неправильный химикат. Если они выбрали диоксин, чтобы сделать его неспособным работать, то тогда тоже выбрали неправильно. Но если кто-то выдвинул идею: вот красивый человек, давайте уничтожим его красоту, чтобы все отвернулись от него, тогда они выбрали абсолютно правильный химикат. Причем он сказал это до того, как я получил диск с этим разговором, который вы только что поставили в эфир. И я считаю, что в данной ситуации очень многое сходится. Например, доза диоксина. Диоксин, как мне удалось выяснить, действует медленно, медленно разрушает. У них не было времени, это был сентябрь месяц. Не было времени для того, чтобы ждать, пока он начнет свое пагубное влияние на организм человека, которого они травят. Они сразу, наверное, дали большую дозу и, естественно, что это чуть не закончилось летальным исходом, зато эффект получился для них вовремя. А насчет пластической операции – это была одна из частей той технологии, которая разрабатывалась теми людьми, о которых говорили собеседники. То есть в восточной и южной Украине в церквях долгое время людям объясняли две вещи. Первое – что это печать Зверя на лице (я сам это слышал), а второе, что это результат неудачной косметической операции, и что бог его наказал за то, что он хотел вмешаться в творение Создателя. Абсолютный бред, я полностью согласен с людьми, которые говорили. Настолько бредовые и циничные технологии использовались на выборах, что для нас, когда мы получили этот разговор, в общем-то не возникало особых сомнений, что это может быть правдой. Естественно, мы проверили и потом пришли к выводу, что эта версия вполне реальна.

Дмитрий Волчек: У нас много звонков. Давайте послушаем Александра из Петербурга.

Слушатель: Добрый вечер. У нас прошла информация по телевидению, что Борис Абрамович Березовский не прочь приехать на коронацию в Украину. Что если будет такое приглашение, он не откажется. Как вы думаете, может ли это повлиять на наши отношения? Вспомните Грузию, когда он приехал, отношения между Грузией и нами сразу похолодали. Спасибо.

Владимир Арьев: Вы знаете, странно, что российский президент, российская власть так боятся одного человека, что он приедет на инаугурацию. Хотя, честно говоря, у меня нет информации, что господин Березовский собирается ехать в Киев. Но, вы знаете, надо задуматься тогда, почему власть может бояться присутствия одного человека, что его приезд может повлиять на российско-украинские отношения, которые являются стратегически важными для обеих стран. И на самом деле, честно говоря, приезд Березовского на самом деле просто мелочь по сравнению с тем, как «работали» над российско-украинскими отношениями те же российские политтехнологи во главе с господином Павловским во время избирательной кампании. Я не знаю, может быть после этого стоит задуматься над тем, как экспорт грязных технологий мог повлиять на украинско-российские отношения, оставить на них след. Я думаю, что с этим придется долго разбираться. Но, насколько я знаю, Виктор Ющенко не раз заявлял, что после выборов он готов перевернуть грязные страницы. И надо работать, потому что это две большие страны, которые граничат, и которые очень многое связывает в экономике, в культуре, во многом.

Дмитрий Волчек: Александр нам звонил из Петербурга, и я вспомнил, что Юлия Тимошенко на этой неделе обронила, что, по ее сведениям, яд был изготовлен в Санкт-Петербурге, хотя в подробности не вдавалась. Вам известно что-то об этом петербургском следе?

Владимир Арьев: К сожалению, нет. Может быть, Юлия Тимошенко имеет свои источники информации. Я считаю, надо дождаться, что скажет следствие. Потому что экспертиза, насколько я знаю, продолжается. Может быть какие-то предварительные результаты. Но я не могу, к сожалению, ни подтвердить, ни опровергнуть.

Дмитрий Волчек: Давайте послушаем еще один звонок. Владимир Павлович из Саратовской области, добрый вечер.

Слушатель: Я хочу подтвердить, что власть может чрезвычайно бояться именно одного человека. Тому есть примеры. В 1604 году в Украине «воскрес» царевич Дмитрий, убитый в России. Царь Борис настолько испугался этого человека, что весной 1605 года умер от страха возмездия. В 1604 году в октябре царевич Дмитрий выступил в поход на Москву, чтобы занять наследный трон. Интересно, что ровно четыреста лет спустя в Украине оживает отравленный кандидат Ющенко как бы взамен убитого годом раньше Юшенкова, которого также очень боялась власть. Именно этого одного человека боялись настолько, что его убили. Ющенко – Юшенков – это практически одна и та же фамилия. Раз уж вы затронули немного раньше некоторые мистические мотивы, вот вам, пожалуйста, еще и даже более убедительный. Ющенко побеждает в первом туре в октябре 2004 года, ровно через четыреста лет после выступления Дмитрия на Москву. Что общего у царей Бориса и Владимира? Стремление к закрепощению общества. Что общего у царевича Дмитрия, Юшенкова и Ющенко – раскрепощение общества. Еще одна параллель: детоубийство в Угличе и детоубийство в Беслане.

Дмитрий Волчек: Спасибо, Владимир Павлович, аналогии остроумные, но давайте все же ближе к теме нашей беседы. В телефонном разговоре, который мы слышали, прозвучало имя Глеба Павловского. Владимир, я хочу у вас спросить, вы уверены, что именно Павловский, политолог, интеллектуал, человек с диссидентским прошлым, человек, многими уважаемый, является автором такой кошмарной идеи отравления Ющенко?

Владимир Арьев: Вы знаете, диссидентское прошлое еще ничего не означает на самом деле. Губернатор Харьковской области Евгений Кушнарев когда-то был в демократической группе еще во времена перестройки. Но сейчас, когда начала обостряться ситуация в Украине, он стал делать заявления, очень далекие от самого понятия «демократия». Поэтому мимикрия возможна, и тут на самом деле могут быть разные мотивации для человека, который поступает так или иначе. На самом деле деятельность господина Павловского в Украине далеко не ограничивалась одной избирательной кампанией. Он работал на избирательной кампании в 2002 году, помогал социал-демократической партии Украины, которую возглавляет глава администрации президента Кучмы Виктор Медведчук, поддержавший Виктора Януковича. Естественно, что Павловского, скажем так, привлекли к избирательной кампании, поскольку для них он уже проверенный вроде как человек, человек, не гнушавшийся никакими грязными технологиями, коих было за все предвыборные кампании в Украине немало. Но на этот раз он превзошел все ожидания, которые были до начала избирательной кампании. Уничтожать средства массовой информации – это, вы считаете, нормально? Человек, который был диссидентом, может такое сделать? Я думаю, что создавать «темники», создавать единое информационное пространство для всех масс-медиа, советовать устраивать бойни на избирательных участках, советовать гонять братков по стране, потом советовать колоть пятимиллионную страну на две части? Тут надо, действительно, вопросы задавать службе безопасности Украины, которая должна отслеживать деятельность иностранных гостей, которые работают на территории Украины.

Дмитрий Волчек: Давайте послушаем еще один звонок в студии. Алексей из Москвы, добрый вечер.

Слушатель: Здравствуйте. У меня два вопроса к вашему гостю. Первый насчет изуродования лица Ющенко, дабы от него отвернулись избиратели, второй насчет подтасовки голосов. Должен вам заметить, что Ющенко поддерживали, поддерживают и будут поддерживать польско-католические круги. Это чисто политический капитал, политические связи, а вовсе не вопрос о личном обаянии, это не конкурс красоты. И должен заметить, что в американской истории был точно такой же миф, связанный с Кеннеди, якобы его избрали в 1960 году за личное обаяние. Его перевес был в 120 тысяч голосов над Никсоном, и вброс голосов был в Иллинойсе через босса чикагской мафии Ричарда Дейли, который был одновременно мэром Чикаго. Но был создан миф – Кеннеди избрали за личное обаяние. И вы говорите то же самое.

Дмитрий Волчек: Алексей, никто не говорит, что Ющенко избрали только за личное обаяние. Но, согласитесь, что кандидат с обезображенным лицом получит меньше голосов – это очевидный расчет тех, кто это сделал, если это все действительно так.

Слушатель: Второй вопрос насчет подтасовки голосов. Должен вам заметить, что в западной Украине голосовали даже те, кто был на заработках в Польше. Поэтому не надо говорить, что подтасовки были только на восточной Украине. Должен вам привести пример из книги американского журналиста Нормана Мейлера «Как создавался президент США в 1968 году». Там приводились высказывания республиканцев. Они говорили: ну и что, что мы, республиканцы, вбрасываем голоса в фермерских районах, зато демократы вбрасывают в городах.

Дмитрий Волчек: Владимир, что вы скажете о подтасовках в последнем туре выборов?

Владимир Арьев: Я очень коротко скажу насчет католиков. Если человек, который сейчас звонил, считает, что в Киеве живут 80% католиков, голосовавших за Ющенко, то он, наверное, очень давно не был в Киеве. У нас на западной Украине несколько регионов греко-католических, католических совсем мало. Это первое. Второе - начет подтасовок в третьем туре. Вы знаете, если бы эти факты были у команды Виктора Януковича, как эти факты были у команды Виктора Ющенко после второго тура, я думаю, что они бы их использовали на все сто процентов. Но дело в том, что таких вопиющих фактов нет. Не было зафиксировано ни одного реального факта, который бы говорил, что голосовали отсутствующие на западной Украине. Если так было в первом туре и во втором туре, где явка практически не отличалась, где административный контроль был просто колоссальный, и явка от первого и второго тура в третьем переголосовании практически не отличалась, то, наверное, все-таки таких масштабных вещей не было. Может быть, были единичные случаи. Я не могу говорить точно, потому что у меня самого нет прямой информации.

XS
SM
MD
LG