Ссылки для упрощенного доступа

Джордж Буш не исключил возможности военной операции против Ирана


Программу ведет Андрей Шарый. В программе принимают участие корреспонденты Радио Свобода Владимир Абаринов и Ян Рунов.

Андрей Шарый: Поговорим об одной международной теме, важной для США и всего остального мира, которая возникла буквально в последние дни. Американский президент не исключил возможности военной операции против Ирана, если Тегеран не согласится на открытое сотрудничество с международным сообществом по вопросам своей ядерной программы. Выступая по телевидению, Буш заявил, что США, конечно же, отдадут предпочтение дипломатическому разрешению конфликта, но никакая возможность не может быть исключена. В статье влиятельного обозревателя газеты «New Yorker», впрочем, утверждается, что США могут разрабатывать и сценарий военного удара. Об этом корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: Статья о тайных операциях на территории Ирана появилась в очередном номере еженедельника «New Yorker», который поступает в продажу по понедельникам. Автор статьи под заголовком «Грядущие войны» - известный журналист, лауреат Пулитцеровской премии Сеймур Херш. В его послужном списке громкие журналистские расследования. Одно из последних – рассказ об издевательствах над заключенными в иракской тюрьме «Абу-Грайб». Однако довольно часто его «выстрелы» бывают холостыми. По этой причине он пользуется несколько сомнительной репутацией в профессиональном кругу.

На этот раз Сеймур Херш излагает собранную им информацию о том, что администрация Буша рассматривает возможную военную операцию против Ирана как очередной этап глобальной войны с терроризмом. Несмотря на сложности, с которыми столкнулись действия США в Ираке, Белый дом по-прежнему привержен своей цели – установлению демократии на Ближнем Востоке, пишет Херш. Президент и его ближайшее окружение, по словам автора, воспринимают избрание на второй срок как мандат на продолжение этого внешнеполитического курса.

Разведка в ближайшие четыре года будет терять свой статус независимого аналитического ведомства. Ей отводится роль пропагандистской поддержки – доктрины Буша-Чейни. Функция проведения тайных операций против иностранных правительств переходит к Пентагону. В отличие от директора ЦРУ, министр обороны не обязан получать санкцию Конгресса на подобные действия.

Автор статьи ссылается на свои беседы с информированными источниками, которые в один голос подтвердили ему, что Иран рассматривается как следующая после Ирака стратегическая цель американской политики. Иран внесен в составленный Государственным департаментом список семи государств-спонсоров международного терроризма. Тегеран не делает секрета из своей поддержки таких экстремистских группировок, как «Хезболлах» и «Хамас». В очередном докладе Госдепартамент называет Иран самым активным спонсором террора. Его действия в отношении «Аль-Каиды» остаются противоречивыми.

Вторая причина, по которой президент Буш включил Иран в состав «оси зла», - его ядерные амбиции. В сочетании с поддержкой терроризма ядерная программа Ирана делают эту страну источником самой серьезной угрозы.

По сведениям Херша, силы специального назначения уже находятся на иранской территории. В задачу этих отрядов входит обнаружение объектов, где расположены запасы или мощности по производству оружия массового уничтожения.

Статья Сеймура Херша появилась в интернете уже в воскресенье. Пресс-служба Пентагона немедленно опубликовала свое опровержение. Иранская угроза, заявил глава этой службы Лоуренс Дирита, требует гораздо более серьезного отношения к себе, чем то, которое продемонстрировал Сеймур Херш. Дирита добавляет, что статья «Грядущие войны» основана на слухах, не имеющих ничего общего с реальностью. Президент Буш, в свою очередь, в интервью телекомпании NBC на вопрос о возможном военном решении иранской проблемы ответил одной фразой: «Я надеюсь решить ее дипломатическими средствами, но не исключаю никаких других возможностей».

В настоящее время в сенатском Комитете по международным делам проходят публичные слушания по утверждению назначения Кондолизы Райс на пост государственного секретаря. Иранская тема должна занять в этой дискуссии значительное место.

Андрей Шарый: О возможном развитии отношений США с Ираном с американскими экспертами беседует мой коллега в Нью-Йорке Ян Рунов.

Ян Рунов: Профессор-политолог из Университета Вилланова в Пенсильвании Хафиз Малик считает, что публикация в журнале «New Yorker» может в большей или в меньшей степени повлиять не только на американо-иранские отношения.

Хафиз Малик: Это может как-то отразиться на выборах в Ираке, где Иран имеет немало своих сторонников среди шиитов. И шииты знают, что они на пути к власти в Ираке, что они получат пропорциональное большинство в парламенте и в правительстве. Но как бы ни провоцировали сунниты гражданскую войну, шииты в данный момент на это не пойдут, позднее, может быть.

Публикация в «New Yorker», конечно же, подвергает жизнь американских разведчиков в Иране особой опасности, еще больше накаляет обстановку в районе Персидского залива. Сообщение журналиста о том, что в разведывательных операциях США тесно сотрудничают с Израилем, будет способствовать еще большему антиамериканизму в мусульманском мире. В принципе, я не удивлюсь, если Вашингтон закроет глаза на превентивный удар Израиля по иранским ядерным объектам.

Я не осуждаю ни автора статьи, ни журнал, опубликовавший эту статью, даже если время для публикации спорное. Журналист делает свое дело, если только он публикует правдивые сведения. Но я не думаю, что США готовы к каким-то силовым мерам против Ирана. В крайнем случае, Вашингтон предпочтет, чтобы все было сделано руками Израиля, который, как и США, естественно, очень обеспокоен стремлением Ирана получить ядерное оружие. Американская администрация, я думаю, не будет возражать, если Израиль сделает в Иране то, что когда-то сделал в Ираке.

Ян Рунов: Верите ли вы, что силовое давление на Иран поможет в борьбе против терроризма?

Хафиз Малик: Я всегда считал, что США не следовало вводить войска в Ирак. Если вы хотите уничтожить терроризм, то воевать надо против террористов, а не против государств. Хаос, возникший после вторжения, оказался благодатной почвой для распространения терроризма. С этой точки зрения, война против Ирана тоже не принесет пользы.

Ян Рунов: А вот мнение профессора Бостонского университета, бывшего дипломата в ранге посла Чарльза Данбара.

Чарльз Данбар: Правильно прежде всего оговорить, есть ли это правда. Правда ли – это покажет время. Второе, что очевидно. США не умеют хранить свои тайны. Раскрытие государственных, военных, дипломатических секретов - часто результат политических игр в Вашингтоне. В-третьих, возникает вопрос, насколько продуктивны разведоперации типа той, что описывает журналист Сеймур Херш в «New Yorker». Все мы понимаем, что шпионаж существовал во все времена, что разведка и контрразведка разных стран существуют и действуют. Агенты США работают в Иране, точно так же, как агенты Ирана работают в США. США, весь западный мир и соседи Ирана, естественно, хотят знать, как далеко зашел Иран в своих ядерных программах. Учитывая ошибки, допущенные нашей разведкой в Ираке, администрация Буша хочет получить более точные и достоверные сведения о разработках оружия массового уничтожения в Иране.

XS
SM
MD
LG