Ссылки для упрощенного доступа

Госдума России приняла проект Закона об Общественной палате во втором чтении


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Михаил Сколов, Мумин Шакиров.

Андрей Шароградский: Государственная Дума России приняла сегодня во втором чтении проект Закона об Общественной палате. За законопроект проголосовали 310 депутатов, против - 74. Законопроект предполагает, что палата будет контролировать деятельность парламента и правительства, но ее решения будут носить лишь рекомендательный характер. За ходом думской дискуссии внимательно наблюдал обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов.

Михаил Соколов: Глава Комитета по делам общественных организаций, представитель партии "Единая Россия" Сергей Попов представил парламенту доработанный во втором чтении вариант Закона об Общественной плате. Эта новая структура, которую пожелал увидеть в Росси президент Путин, формируется по сложной схеме - 42 достойных заседателей выбирает единолично президент России, отцы-основатели приглашают еще 42 представителя федеральных общественных организаций, и уже вместе - 84 - кооптируют 42 от региональных структур гражданского общества.

Этот орган должен, по мнению Кремля, осуществлять экспертизу решений всех ветвей власти и даже некий общественный надзор за ними. Депутат «Единой России» Сергей Александрович Попов убеждает в полезности новой структуры и в том, что она не станет подменять Федеральное Собрание.

Сергей Попов: Существенные, принципиальные отличия Общественной палаты от федерального парламента, который у нас с вами есть, в лице Государственной Думы и Совета Федерации, что она не обладает правом законодательной инициативы. Поэтому никак она подменить не может. Ее главная функциональная задача - обеспечение общественной экспертизы, с точки зрения прогноза последствий для общества при принятии наиболее важных, принципиальных, жизненно важных государственных решений. Вторая функция - это организация общественного контроля за органами исполнительной власти. Сегодня мы предлагаем и решения органов местного самоуправления, которые, естественно, могут нарушать и действующее законодательство, и вразрез идти. Поэтому Общественная палата должна свою позицию в этих случаях высказывать.

Михаил Соколов: Государственные органы, согласно законопроекту, должны предоставлять палате на изучение для проведения экспертиз и слушаний необходимые документы, а Государственная Дума и Совет Федерации заслушивать ее заключения.

По словам «единоросса» Сергея Александровича Попова Общественная палата будет абсолютно независима. Ее члены палаты не могут быть на какой-либо службе у государства и даже состоять в политических партиях, но при этом палата будет финансироваться из бюджета, получит помещение и аппарат. Интересно, что в первый состав палаты общественные объединения не могу предлагать своих кандидатов – все решает глава государства. Независимый депутат зампред фракции "Яблоко" Сергей Алексеевич Попов считает, что новый орган подменяет парламент.

Сергей Попов: Согласно российской Конституции, именно парламент является представительным и законодательным органом. Вы знаете, что большинство парламентов в мире имеют три функции - представительную, законодательную и контрольную. Российский парламент контрольной функции не имеет. За такую Конституцию проголосовали в 1993 году. Теперь фактически у парламента убирается и представительная функция. Она передается вот этому органу. Я думаю, что это умаление роли парламента, это умаление роли граждан, потому что в парламент депутатов избираются сами граждане, а здесь президент назначает 42 человека. Эти 42 человека назначают еще 42 человека, а эти 84 человека назначают еще 42 человека. Поэтому, если бы я вносил поправки в этот Закон, то внес бы одну - назвать Общественную палату не Общественной палатой, а президентской палатой. Это точно отвечало бы функциям палаты, ее цели.

Михаил Соколов: Дискуссия подтвердила определение депутата «яблочника» Сергея Алексеевича Попова.

Поправки коммунистов, «Родины» и независимых, к примеру, об участи в создании палаты не только президента, но депутатов Федерального Собрания, были отвергнуты. Депутат Олег Шеин после этого назвал Общественную палату ширмой, которая потом даст возможность власти говорить, что, мол, посоветовались с обществом при принятии тех или иных законов.

Закон об Общественной палате был одобрен «Единой Россией» большинством во втором чтении, в каком был спущен в Государственной Думе из Кремля.

Андрей Шароградский: Попытки создать по инициативе сверху структуру общественного гражданского контроля в России вызывает недоумение у многих правозащитников и общественных деятелей. Они полагают, что с помощью Общественной палаты власти просто пытаются создать видимость открытого обсуждения спорных вопросов. Однако реальной пользы такая структура не принесет. Правозащитники сами неоднократно пытались предложить создание системы гражданского контроля, однако их предложения не вызывали понимания у властей. Тему продолжит Мумин Шакиров.

Мумин Шакиров: Член Экспертного совета при профильном Комитете Госдумы, который разрабатывает законопроект об Общественной палате, правозащитник Лев Левинсон считает, что гражданские институты в России должны создаваться не сверху, а снизу.

Лев Левинсон: По сути дела, исполнительная власть, распорядительная власть, верховная власть создают от себя некую карманную общественность, иначе это назвать нельзя. Естественно, президент не будет отбирать оппозиционных ему представителей общественности. В то же время заинтересован, безусловно, в том, чтобы там мелькало две-три таких критических физиономии, которые погоды в общей массе не сделают, но всегда можно будет сказать, что там есть и такие люди, которые нас критикуют. Это будет ручная управляемая оппозиция, которую будет удобно использовать для того, чтобы подавлять выступления оппозиции подлинной.

Но дело еще и в том, что как ее не выстраивай, ее выстроить невозможно. Действительно, когда нам говорят - ладно, вам не нравится, что президент избирает, дескать, он будет предвзято отбирать, под себя. Что вы предлагаете, выборы? Вроде абсурдно. Мы какие-то варианты компромиссные пытались находить, но основной наш тезис в том, что Общественная палата как вертикаль гражданского общества не нужна вообще.

Мумин Шакиров: Член правления правозащитной организации "Мемориал" Олег Орлов убежден, что власть должна сотрудничать уже с действующими общественными организациями, а не создавать новые.

Олег Орлов: Давным-давно неправительственные организации предлагали набор целого ряда мер, которые бы помогли работать на благо и государства, и общества, и народа. Целый ряд законопроектов можно было бы уже давным-давно принять о гражданском контроле над местами лишения свободы, над органами правопорядка, осуществлять реальный гражданский контроль в области военной реформы. Целый ряд есть предложений по поводу осуществления экологического контроля, о создании обязательно независимых экологических структур, которые осуществляли бы экспертизу тех возможных проектов, которые могут повлиять на экологию и так далее и так далее. Есть масса самых разных идей, предложений, которые бы помогли такой совместной работе. Необходимы обязательно некоторые меры в законодательстве о налогах, которые бы облегчили ситуацию в этом плане для тех организаций, которые осуществляют серьезно большое количество услуг населению.

Например, нет у нас Закона о праве граждан на обращение в органы государственной власти. А государственная власть хочет предоставляет гражданам информацию, хочет не предоставляет, отвечает невнятно и неточно. Это касается и работы неправительственных организаций. Есть разработанный, по-моему, очень хороший законопроект, опять же он тормозится в Думе.

Мумин Шакиров: Российское общество "Мемориал" не считает для себя возможным участие в Общественной палате Российской Федерации.

XS
SM
MD
LG