Ссылки для упрощенного доступа

Главы стран - членов НАТО договорились обеспечить создание национальной армии Ирака


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Андрей Шароградский, Юрий Векслер, Владимир Абаринов.

Андрей Шарый: Джордж Буш продолжает свою поездку по Европе. Сегодня в Брюсселе он принял участие сразу в двух крупных мероприятиях - саммите НАТО и саммите Европейского Союза. Главы 26 стран участниц Северо-Атлантического союза договорились совместными усилиями обеспечить создание национальной армии Ирака. Об этом рассказывает мой коллега Андрей Шароградский.

Андрей Шароградский: Целью нынешнего турне Джорджа Буша по Европе считается восстановление в полном объеме трансатлантического диалога, прерванного из-за разногласий по поводу войны в Ираке. Можно сказать, что определенного успеха Джорджу Бушу уже удалось добиться. По итогам брюссельской встречи руководства Северо-Атлантического союза все страны члены НАТО заявили о готовности внести свой вклад в подготовку военнослужащих новой армии Ирака. Сам Буш и Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер видят в этом символ преодоления противоречий.

Джордж Буш: 26 государств сели за одним столом, говоря "Давайте оставим прошлое позади и сосредоточимся на том, чтобы помочь самой молодой демократии на земле". Я ценю сделанный вклад, и рассматриваю как очень важную программу НАТО по подготовке офицеров. Кроме всего прочего, успех Ирака зависит во многом от возможности и желания иракцев защитить себя от террористов.

Андрей Шароградский: В то же время уровень участия разных стран НАТО в программе подготовки иракских офицеров совершенно разный. Так из 160 участвующих в этой программе инструкторов 60 американцы, а к примеру единственный представитель Франции будет работать только в брюссельской штаб-квартире НАТО и заниматься координацией поставок военного оборудования в Ирак. По неофициальным данным, 15 из 26 стран НАТО обещали послать своих инструкторов непосредственно в Ирак.

Еще одна важная тема, затронутая на саммите, - предложение канцлера ФРГ Герхарда Шредера о реформе Северо-Атлантического союза, поддержанная недавно президентом Франции Жаком Шираком. В своей речи на конференции по проблемам безопасности в Мюнхене 10 дней назад, Шредер сделал заявление о необходимости перемен в НАТО, которое наблюдатели расценили как желание германского лидера сделать Европейский Союз, а не НАТО главным партнером США в трансатлантическом диалоге. Вашингтон же продолжает настаивать, что таким партнером должен оставаться именно Северо-Атлантический союз. Вот что заявил по этому поводу американский президент.

Джордж Буш: НАТО - самый успешный альянс в истории. Благодаря НАТО, Европа объединена, в ней царит мир. Это веха в истории свободы.

Андрей Шароградский: Многие политические наблюдатели обращают внимание, что саммит НАТО прошел в один день с саммитом Европейского Союза, который также состоялся в Брюсселе.

Джордж Буш прокомментировал и участие в сегодняшнее участие в саммите НАТО украинского президента Виктора Ющенко, а также возможность присоединения Украины к Северо-Атлантическому союзу.

Джордж Буш: Встреча с президентом Ющенко была, я думаю, исторической. Это было по-настоящему интересно сидеть рядом с человеком, который совсем недавно руководил революцией, мирной революцией, основанной на ценностях, которые мы разделяем. Мы приветствовали президента Ющенко, и напомнили ему, что НАТО - организация, которая судит по делам, что дверь к нам открыта, но реформировать демократические институты задача самого президента Ющенко, его правительства и всего народа Украины. НАТО хочет в этом помочь.

Андрей Шароградский: Это же подтвердил и Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер.

Яап де Хооп Схеффер: Союз НАТО готов поддержать Украину и помочь в ее усилиях по строительству лучшего будущего. Все союзники полны решимости интенсивно развивать и укреплять партнерские отношения с Украиной.

Андрей Шарый: Как же представляют себе новый этап трансатлантического единства в Европе и США? Из Вашингтона корреспондент Радио Свобода Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: Европейского турне президента Буша привлекает в США большой интерес и прессы, и публики. Президент поехал восстанавливать союзнические отношения с Европой, как говорят американцы в таких случаях - чинить забор. В то же время программой своего второго срока Джордж Буш провозгласил содействие продвижению свободы во всем мире. С его точки зрения, это наилучшее средство борьбы с угрозами безопасности. Именно об этом он говорил в своей первой же большой речи в Брюсселе, призывая европейцев забыть разногласия ради борьбы с общими угрозами.

Одна из таких угроз, тесно связанная с угрозой терроризма, - распространение ядерных материалов и технологий. Говорит Джозеф Най, профессор Гарвардского университета.

Джозеф Най: Ядерный Иран будет в ближайшие годы крайне дестабилизирующим фактором, также как и ядерная Северная Корея. Мысль о том, что расщепляющиеся материалы и технологии производства ядерных зарядов могут попасть из этих стран в руки террористов, будет определять американский подход к этим проблемам и оставаться на первых позициях в списке приоритетов внешней политики. Здесь один из важнейших вопросов - удастся ли мобилизовать европейцев на совместное решение этих проблем? Европейский подход существенно отличается от американского. Нельзя просто сказать, что они играют роль доброго полицейского, в отличие от злого полицейского - США. Такой сценарий все равно предполагает координацию действий, потому что в противном случае не выйдет ничего, кроме путаницы.

Владимир Абаринов: К европейской поездке президента Буша 55 авторитетных экспертов из Америки и Европы приурочили публикацию документа, в котором сформулировали свои конкретные предложения по укреплению трансатлантического партнерства. Это план совместных действий в отношении Ирана, Ирака, Ближнего Востока и других наиболее серьезных международных проблем. Эксперты, в частности, полагают, что Европейский Союз должен взять на себя подготовку 25 тысячи иракских солдат и полицейских и 5 тысяч служащих гражданских учреждений, внести 1 миллиард долларов в фонд реконструкции Ирака и списать половину иракской задолженности.

Андрей Шарый: Теперь мнение европейского эксперта. С политологом, профессором, доктором наук из Гамбургского университета "Свободы, мира и политики безопасности" беседует корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.

Юрий Векслер: Представляется ли вам возможным новое Трансатлантическое единство, о котором говорит Буш?

Политолог из Гамбургского университета: Я думаю, что настало время США и европейским государствам преодолеть проблемы прошедших лет, потому что велико число новых острых насущных вызовов времени - это и Ближний Восток, это и Иран, также Северная Корея. Это все неотложные проблемы. Мы не можем далее позволять себе застревать в спорах по поискам совместных решений.

Юрий Векслер: Вы критиковали НАТО еще несколько лет назад, как устаревший механизм в смысле обеспечения безопасности. Видите ли вы позитивные изменения НАТО в этом смысле?

Политолог из Гамбургского университета: НАТО еще недостаточно приспособилось к условиям нового времени. Оно не может ответить на решающий вопрос - останется ли НАТО по сути военным союзом Запада или откроется как политическая организация, в которой конфликты и политические споры будут решаться в интересах общей политики? В преддверии иракской войны ясно проявилось, что существовавшие стратегии, которые должны были бы привести к согласованию позиций в пределах НАТО, были явно недостаточны. Я думаю, что изменения назрели. Надеюсь, что то, что предложил господни Шредер наконец-то произойдет, а именно переработка стратегической концепции 1999 года с учетом происшедшего в 2001 году и соответствующих изменений в мировой политике.

Юрий Векслер: Насколько вы уверены, что Буш пойдет в этих вопросах навстречу? Первая реакция американцев на предложение Шредера, например, реакция Рамсфельда в Мюнхене была скорее холодной.

Политолог из Гамбургского университета: Да, вы правы. Я не верю, что в США происходит какое-то серьезное изменение политики. Я убежден, что американцы пока отвечают на необходимость умиротворения европейцев, чтобы вернуть их снова в общую лодку, намереваясь при этом ничего не менять в своей политике. Но это не будет работать.

Все, что пытается сейчас сделать Буш, он делает под сильным давлением фактора времени. Он проявляет новые инициативы на Ближнем Востоке, ему нужна ясная позиция в отношении Ирана и Северной Кореи. Ему нужны результаты. В отношении Ирака, как мы видим сегодня, уже есть согласие в том, что не только американцы будут заниматься решением послевоенных проблем, в частности, обучения. Это вселяет надежду, хотя пока невнятно слышно, что деление тяготы проблем будет означать право влиять на принятие решений. Я не настолько оптимистичен как французский президент Ширак, и как наш канцлер. Они говорят, проблемы прошлого убраны с пути, мы смотрим вперед. Нет. Это скорее желаемое - оставить прошлое за спиной в надежде, что конфликты прошлого не вернуться. Но если не будут вестись дискуссии друг с другом, не будут вырабатываться новые общие концепции, то надо считаться с возможностью, что конфликты прошлого очень даже могут повториться.

XS
SM
MD
LG