Ссылки для упрощенного доступа

Правительственный кризис в Чехии


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ефим Фиштейн.

Андрей Шароградский: В Чехии прошло голосование в парламенте о доверии правительству. Парламент фактически поддержал нынешнее правительство во главе со Станиславом Гроссом, против которого недавно были выдвинуты обвинения в коррупции. Я приглашаю к разговору в прямом эфире своего коллегу Ефима Фиштейна и сотрудника Чешского общественного телевидения Либора Дворжака.

Ефим, кто инициировал голосование о доверии? С чем связаны эти обвинения?

Ефим Фиштейн: Обвинения связаны с неясным происхождением средств, использованных премьером Станиславом Гроссом для покупки своей квартиры, а также с деловыми связями его супруги Шарки. Среди этих связей прослеживаются и некоторые контакты с организованной преступностью. В частности, с организованной проституцией. Но не в этом дело. Премьер Гросс оказался в сложной ситуации не потому, что какая-то часть доходов имеет невыясненное происхождение, а скорее потому, что он не умел достаточно толково и правдоподобно объяснить свою ситуацию. Именно его ухудшившийся рейтинг поддержки связан с тем, что он потерял свою популярность в глазах чешской общественности. В связи с этим кризис вызван реально вотумом недоверия, который инициировала Гражданская демократическая партия, в свое время основанная нынешним президентом страны Вацлавом Клаусом, сейчас он является почетным председателем этой партии.

Но, Андрей, я должен вас поправить. Парламент не поддержал кабинет Гросса. Парламент голосовал не о поддержке этого кабинета, а о вотуме недоверия. Это важно знать еще и потому, что 78 депутатов высказались в поддержку недоверия, то есть против правительства, и лишь 76 в поддержку правительства Гросса. Нельзя это истолковать как поддержку правительства. Но оно не пало. Не пало только по одной причине, коммунисты воздержались от голосования, тем самым, оставив это правительство у власти.

Андрей Шароградский: Сразу же напрашивается вопрос. Чем же вызвана такая поддержка со стороны коммунистов?

Ефим Фиштейн: А это для них стратегически исключительно выгодно. Слабая социальная демократия им выгодна. Им выгодно, чтобы агония продолжалась, и она, действительно, продолжаться будет. Как долго, мы посмотрим. В любом случае сегодняшнее голосование не является разрешением кризиса, а всего лишь сигнализирует о его продолжении.

Андрей Шароградский: И все-таки давайте поговорим более подробно о растущем влиянии коммунистов в нынешней жизни Чехии. Нынешняя Коммунистическая партия, как вы ее можете охарактеризовать? Это прямая преемница той партии, которая в течение нескольких десятилетий находилась у власти в Чехословакии? Какие идеалы она защищает сейчас?

Ефим Фиштейн: Нужно, наверное, отделять идеалы декларируемые и те идеалы, которые остаются за декларациями и прикрываются пустыми декларациями. Коммунистическая партия нынешняя, разумеется, заявляет о том, что она разделяет европейские ценности, она отказывается от сталинского прошлого и так далее и тому подобное. В то же время она реально никогда однозначно сталинские и послесталинские преступления, естественно, в переводе на чешскую действительность, не осудила, она не отказалась от названия свой партии "Коммунистическая" и по целому ряду других примет. Она не осудила вторжение войск Варшавского договора в страну. Она не осудила чистки и репрессии. Эта партия фактически не реформированная. В этом смысле она уникальна. Во-первых, потому что это единственная не реформированная Компартия в Центральной Европе, а, во-вторых, потому что она исключительно сильна. Она имеет стабильную поддержку порядка 20 процентов населения, 41 депутат в парламенте - это очень значительная сила.

Андрей Шароградский: Либор, а как бы вы объяснили такое влияние Коммунистической партии сейчас в Чехии?

Либор Дворжак: Вы знаете, Ефим все правильно сказал. Дело в том, что тут с довоенных времен очень сильная поддержка коммунистов. Это было так почти всегда. Что самое главное сегодня, что Социал-демократическая партия очень слаба. Именно ее правление во главе с господином Гроссом хотело заняться такой более правой политикой. Так что уходит очень много избирателей от социальной демократии именно к коммунистам. Коммунистам, как сказал Ефим, очень выгодна эта ситуация, которая сейчас происходит. Сегодня президент Клаус после обеда сказал, что это действительно не разрешение, а продолжение кризиса.

Наверное, кризис кончился бы только если бы подошли выборы раньше июня следующего года. Но этого, по всей видимости, не произойдет, хотя бы пока.

Андрей Шароградский: Либор, на ваш взгляд, как сказывается внутриполитическая ситуация в Чехии на имидже страны, как нового члена Европейского Союза в глазах руководства ЕС и других стран-членов ЕС?

Либор Дворжак: Для нас, конечно, это очень неприятно, потому что если читать, скажем, немецкие газеты, французские, английские, то характеристики, которые там получает наша политическая ситуация нынешняя, это, к сожалению, характеристики очень нелестные. Это вполне понятно, потому что этот кризис длится уже три месяца, то есть четверть года.

Что самое главное, любой премьер западноевропейской, действительно демократической страны в такой ситуации, в которой находится господин Гросс, давно бы уже подал в отставку. У нас, к сожалению, этого не происходит, потому что чешская политическая культура просто оставляет желать лучшего.

XS
SM
MD
LG