Ссылки для упрощенного доступа

Китай и Япония обмениваются упреками на дипломатическом уровне


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Аллан Давыдов.

Кирилл Кобрин: Китай и Япония продолжают обмениваться взаимными упреками на дипломатическом уровне - несколько дней спустя бурных протестов в Китае по поводу новых японских учебников истории ХХ века. В Китае считают, что в этих учебниках замалчиваются преступления японских военных на китайской территории в годы Второй мировой войны. В антияпонских демонстрациях в конце прошлой недели приняли участие тысячи китайцев. Они жгли японские флаги, громили японские магазины и представительства японских компаний. Пекин считает, что Токио не имеет морального право претендовать на постоянное членство в Совете Безопасности ООН, которого Япония добивается в последнее время. Тему продолжит Аллан Давыдов.

Аллан Давыдов: Европа готовится отметить 60-ю годовщину окончания Второй мировой войны. И эта дата вызывает серьезные межгосударственные трения - достаточно вспомнить скандал из-за отказа лидеров ряда стран, прежде всего, балтийских, приехать на юбилейные торжества в Москве.

Подобная ситуация складывается и в Азии. Ситуация здесь усугубляется позицией Японии, которая, в отличие от Германии, десятилетиями искупавшей нацистские преступления, принесла лишь частичные и уклончивые извинения за свою военную агрессию в Азии во второй половине 30-х - первой половине 40-х годов прошлого века. Китай чуть ли не больше всех пострадал от жестокостей японской оккупации. Только в городе Нанкин японские военные уничтожили, согласно некоторым оценкам, триста тысяч гражданских лиц. Новый учебник истории, одобренный на прошлой неделе японским правительством, игнорирует многие из этих событий и, как считают китайцы, рисует японский колониализм в розовом цвете. Именно это вызвало бурную реакцию в Китае, прежде всего, в Пекине, где демонстранты забросали камнями японское посольство.

Власти Китая и Японии остро отреагировали на эту ситуацию. Премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми заявил журналистам.

Дзюнъитиро Коидзуми: То, что происходит сейчас в Китае, вызывает в высшей степени глубокое сожаление, а главное нет никаких гарантий, что это не повторится впредь.

Аллан Давыдов: Представитель китайского МИД, в свою очередь, сказал.

Представитель МИД Китая: Манифестации возникают спонтанно. Граждане выражают недовольство отношением Токио к японской агрессии в прошлом. Но наше правительство всегда требует, чтобы демонстрации проходили спокойно, без эксцессов. Иногда следует слишком бурная реакция, мы ее не оправдываем.

Аллан Давыдов: Последние протесты подпитывают китайский национализм и ставят под удар отношения двух стран, а ведь эти отношения являются залогом стабильности в Дальневосточном регионе. Эксперты отмечают, что растущий китайский национализм вызывает большую озабоченность, чем японский реваншизм. В то же время, большинство аналитиков не удивлены бурными китайскими протестами и считают, что Япония должна энергичнее отмежеваться от своего прошлого. По их мнению, нынешний конфликт следует рассматривать в более широком историческом контексте.

Кэрол Глюк, преподающая современную японскую историю в Колумбийском университете, считает, что, поддержав новые учебники по истории, премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми хочет привлечь симпатии избирателей правого лагеря. По ее словам, нынешняя трактовка истории идет вразрез с широким общественным мнением. Подобный учебник уже был одобрен четыре года назад, но им, в конце концов, воспользовались менее одного процента школ. Профессор Глюк считает, что японскому правительству в своей политике придется учитывать рост политической и экономической мощи Китая.

Кэрол Глюк: В китайско-японских скандалах, не считая нынешней ситуации с учебниками и явного нежелания японских официальных кругов вспоминать прошлое, почти всегда присутствовал и китайский внутренний элемент. Так, в 1982 году антияпонский инцидент был использован как повод для необходимых перестановок в китайском правительстве с целью добиться некоторого политического прогресса.

Аллан Давыдов: Мнение профессора Колумбийского университета Кэрол Глюк.

Стоит, конечно, также отметить, что Пекин в этой ситуации не упускает возможности для того, чтобы усилить свои внешнеполитические позиции.

Рэна Миттер из Оксфордского университета - эксперт по современному Китаю. Он говорит, что постепенный переход Пекина в категорию «дипломатических тяжеловесов» является прямым результатом роста его экономического влияния и всё более угрожает японским интересам в регионе.

Рэна Миттер: Нынешнее стремление Китая занять законное место наиболее влиятельной державы - регионального гегемона - еще раз доказывает бесперспективность поиска альтернативных полюсов регионального влияния. Следовательно, такие действия, как попытки способствовать вхождению в Совет безопасности ООН лишь одной восточноазиатской державы, но размером поменьше, можно рассматривать как испытание позиции Пекина перед новыми внешнеполитическими инициативами, скажем, в Юго-Восточной Азии. И такие попытки становятся все более заметным компонентом международных отношений в регионе.

Аллан Давыдов: Считает эксперт по современному Китаю Рэна Миттер.

Нынешнее стремление Китая усилить свое влияние на Дальнем Востоке наталкивается на желание Японии стать постоянным членом Совета Безопасности ООН. Токио считает, что его политический вес должен соответствовать японской экономической мощи. Китай с этим мнением категорически не согласен и использует любой повод для того, чтобы напомнить мировому сообществу о преступлениях «японского империализма» шестидесятилетней давности.

Между тем, эксперты считают, что дело не дойдет до открытого конфликта. Слишком многое связывает эти страны, прежде всего, экономика и, конечно, их роль в региональной политике. В частности, и Япония, и Китай участвуют в международных усилиях по разрешению кризиса вокруг северокорейской ядерной программы.

XS
SM
MD
LG