Ссылки для упрощенного доступа

Внимание США последовательно перемещается на Восток


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.

Дмитрий Морозов: Министр обороны США Дональд Рамсфелд продолжает поездку по странам Южной и Центральной Азии. Он посетил Ирак, Афганистан, Пакистан и Киргизию. Как США поделят с Россией сферу влияния в центрально-азиатских государствах бывшего Советского Союза?

Ян Рунов: Как разъяснил вице-президент Американского совета по иностранным делам Илан Берман, поездка Рамсфелда могла показаться неожиданной только потому, что держалась в секрете из соображений безопасности. На самом деле такого рода выезды в целях сохранения солидарности стран-членов коалиции по восстановлению Ирака, проверка состояния американских войск на местах боевых действий, и, наконец, прощупывание почвы для установления долгосрочного партнёрства со странами региона - проходят периодически.

Далее Илан Берман сказал...

Илан Берман: Мы видим, как внимание США последовательно перемещается на Восток. Угроза, исходящая от Ирана и от политической нестабильности в странах Центральной Азии, открывающей новые возможности для террористической активности в регионе, требует от США военного присутствия к востоку от Ирака и создания военных баз как можно ближе к очагам напряжённости. Поэтому наше внимание к этому району мира - долговременное. Киргизстан в силу географического расположения играет теперь важную стратегическую роль для операций коалиционных войск в Афганистане. Поэтому для нас чрезвычайно важно, чтобы новое правительство Киргизстана понимало наши интересы, связанные с этой страной, и продолжало сотрудничество с нами в войне против терроризма.

Ян Рунов: Центральная Азия и, в частности, Киргизстан - традиционно входит в сферу влияния России. Намерены ли США считаться с этим?

Илан Берман: Это не совсем ясно. Конфликтная ситуация нарастает по мере того, как растёт интерес США к районам Кавказа и Центральной Азии, расположенным близко к ближневосточным очагам напряжённости. В США прекрасно понимают, что это раздражает Кремль, и что военное проникновение и укрепление плацдарма США на Кавказе и в Центральной Азии становится источником растущей напряжённости между Москвой и Вашингтоном. Не секрет, что российская военная база и база коалиционных сил во главе с США находятся в Киргизстане всего в 30 км друг от друга, что не слишком здорово. Так что в отношениях между Америкой и Россией, на мой взгляд, наступает новый период недоверия и стратегического соперничества.

Ян Рунов: Не ожидаете ли вы прямого обсуждения этой проблемы между Вашингтоном и Москвой и достижения какого-то соглашения?

Илан Берман: Ключевой вопрос в том, какую роль, по нашим расчётам, должна играть Россия на фронтах войны с международным терроризмом. Останется ли Россия в этой войне таким же важным нашим партнером, каким она была в нашей военной кампании в Афганистане, или займёт менее конструктивную, а то и прямо противоположную позицию, какую она заняла по проблемам Ирака, Ирана и Сирии. Мне видится, что пока Россия и США всё больше расходятся в своём подходе к войне с терроризмом.

XS
SM
MD
LG