Ссылки для упрощенного доступа

От 40 до 60 человек погибли в результате взрыва на севере Ирака


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шароградский.

Кирилл Кобрин: От 40 до 60 человек погибли сегодня в результате взрыва в населенном преимущественно курдами городе Эрбиль на севере Ирака. Бомбу подорвал террорист-смертник. Очередная вспышка насилия в Ираке вызвала новую волну дебатов среди специалистов относительно способностей американской армии взять ситуацию в стране под контроль. Тему продолжит мой коллега Андрей Шароградский.

Андрей Шароградский: Взрыв произошел в толпе, собравшейся утром около центра по набору полицейских. Иракские экстремисты часто делают объектами своего нападения людей, которые соглашаются сотрудничать с новыми властями страны. При этом для многих желающих поступить на службу в полицию - это единственный шанс получить работу и иметь возможность прокормить семью.

За последнюю неделю в результате терактов и нападений на иракские и американские подразделения погибли более 200 человек. Очередное обострение в Ираке совпало по времени с окончательным формированием и приведением к присяге первого за последние полвека демократически избранного правительства страны во главе с Ибрагимом аль-Джаафари.

Кровопролитная борьба в Ираке продолжается, несмотря на то, что еще два года назад президент США Джордж Буш заявил, что основные боевые действия на иракской территории завершены. В Ираке остаются 50 тысяч американских военнослужащих. У многих из них продлен срок пребывания в зоне боевых действий. При этом, по данным влиятельных американских газет "Нью-Йорк Таймс" и "Лос-Анджелес Таймс", председатель Объединенного комитета начальников штабов американской армии, генерал Ричард Майерс в понедельник заявил Конгрессу, что война в Ираке и военное присутствие США в Афганистане ограничивают возможности Америки в случае необходимости вести боевые действия в других частях света. Как говорится в этих сообщениях, Майерс высказал мнение, что в нынешних условиях такие боевые действия будут более затяжными и приведут к большим потерям среди мирного населения и военнослужащих. Президент Буш, однако, отвечая на вопрос журналистов о том, насколько ограничены сейчас военные возможности Америки, сказал, что Майер имеет другую точку зрения.

Джордж Буш: Человек, которого надо об этом спрашивать, человек, которого я спрашиваю об этом, это председатель Объединенного комитета начальников штабов, мой главный военный советник. Я спрашиваю у него: "У вас есть впечатление, что мы ограничиваем наши возможности в отношении других проблем из-за уровня нашего присутствия в Ираке?" В ответ слышу - нет, он так не думает. Он полагает, что остается еще масса возможностей.

Андрей Шароградский: Подобные не состыковки в оценках вызвали оживленные споры среди военных экспертов по поводу того - действительно ли военная мощь США ослаблена войной в Ираке? Если - да, то до какой степени? Ведущий военный аналитик Вашингтонского центра оборонной информации Маркус Корбин считает, что если мощь армии ослаблена, то немного. "Армия США остается на сегодняшний день непобедимой, по крайней мере, при том условии, что война будет вестись с помощью обычных вооружений", - уверен Корбин. В то же время, по его мнению, негативные факторы тоже существуют. Они появляются не только на полях сражений, к примеру, можно взять ограниченность ресурсов и финансирование.

Маркус Корбин: Это не вопрос победы или поражения. Это вопрос того - сколько денег и усилий нужно, чтобы эффективно проводить одну операцию, во сколько дополнительно обойдется, если потребуется проводить другую?

Андрей Шароградский: Известный российский военный эксперт Александр Гольц считает, что сейчас американская армия действительно сталкивается с серьезными трудностями при планировании возможных новых операций за пределами США.

Александр Гольц: Американская армия, так как она создавалась после отмены всеобщей воинской повинности в 1973 году, конечно же, не приспособлена для ведения боевых действий, связанных с длительной оккупацией территории. А сегодня значительные силы Вооруженных Сил США находятся в Афганистане, еще больше - в Ираке. Это, разумеется, создает некритические, но серьезные проблемы для планирования неких гипотетических будущих операций.

При этом заметим, что США, все-таки планируя такие операции, всякий раз добиваются многократного превосходства над противником. Проблемы лежат именно здесь, что пентагоновские стратеги, мы можем предположить, что в Комитете начальников штабов испытывают беспокойство именно потому, что им не удастся создать многократное превосходство над неким потенциальным противником в некоей третьей точке.

Андрей Шароградский: В адрес нынешнего американского президента, его администрации высказываются претензии в том, что сейчас армия США больше готова к миротворческим операциям, нежели к боевым действиям. По мнению Александра Гольца, речь идет не о боеготовности, а о стратегии боевых действий, применяемой Пентагоном при разрешении локальных конфликтов.

Александр Гольц: Та концепция, под которую выстроена американская армия, а эта концепция была принята после поражения во Вьетнаме и просуществовала до настоящего времени, с некоторыми изменениями, но все-таки суть ее, стержень ее остался, как сформулировал бывший председатель Комитета начальников штабов, а потом Госсекретарь США Колин Пауэлл, а именно никаких наземных операций. Не случайно в ходу у американцев есть такой термин, как "дистанционное управление конфликтов". Он сводился к тому, чтобы ударами авиации, дальнобойной артиллерией и так далее вынудить противника принять условия окончания войны в таком виде, в каком их хотят США. Эта концепция не предполагала широкомасштабной оккупации какой-то страны. Здесь и кроется причина беспокойства пентагоновских стратегов.

В начале иракского конфликта ни у кого не было сомнений, что американцы могут быстро одержать победу. Но что делать с этой победой, пентагоновские стратеги не знали и, по-видимому, не знают до сих пор.

Андрей Шароградский: Кроме того, противники решения Буша направить войска в Ирак говорят о том, что это решение отвлекло внимание от поисков Усамы бен Ладена и полного разгрома "Аль-Каиды". Аналитик по вопросам обороны и безопасности фонда "Heritage" Джек Спенсер категорически не согласен с такой постановкой вопроса.

Джек Спенсер: Это как раз тот урок, который мы должны извлечь из событий 11 сентября. Это не то, что бен Ладен сделал 11 сентября, что именно он должен быть найден, посажен в тюрьму или казнен, что было бы неплохо. Но если бы мы сконцентрировались на бен Ладене в нашем подходе, то тогда мы проиграли бы войну против террористов, потеряли бы еще тысячи людей. Потому что обратились бы не к той проблеме, которой надо обратиться, а именно к появлению новой формы глобального терроризма, который спонсируется отдельными государствами.

XS
SM
MD
LG