Ссылки для упрощенного доступа

Итоги визита Буша в Ригу, Москву и Тбилиси


Виктор Нехезин: Во время своего визита в Грузию президент США Джордж Буш, помимо участия во многих мероприятиях, о которых мы уже рассказали, встретился с общественными деятелями страны - представителями национальных меньшинств, провёл, вместе с президентом Саакашвили брифинг для журналистов. Наш корреспондент в Тбилиси Юрий Вачнадзе попросил поделиться своими впечатлениями о визите Джорджа Буша в Грузию председателя Фонда Открытое общество, политолога Тину Хидашели.

Юрий Вачнадзе: Хочу спросить госпожу Хидашели о том, как она расценивает итог этого визита, тем паче, что в Братиславе у нее со своими коллегами была встреча с Бушем. Поэтому ей есть с чем сравнивать.

Тина Хидашели: Буш в Братиславе был, конечно, могу сказать со всей ответственностью, абсолютно другим. Почему вчера в Тбилиси Буш вел себя так свободно? Когда меня спросили, у меня был такой ответ, что после того, как в Москве Буш смотрел целый день на танки, солдат и генералов, он приехал в Тбилиси прямо с Красной площади и вдруг увидел девушек, молодых парней, которые танцевали, пели. Все улыбались, все были очень счастливые. Там были цветы. Я думаю, что абсолютно человеческая реакция была то, что вчера мы увидели. Человек улыбнулся. Это очень логично и нормально.

Юрий Вачнадзе: Я думаю, что такого приема Бушу вообще никогда не оказывали. Вместе с тем, грузинские масс-медиа до приезда Буша очень много говорили о том, что в его речи будут сюрпризы. Насколько видно невооруженным глазом, ничего подобного Буш не говорил. Он был очень сдержан, и определил какие-то направления политики.

Тина Хидашели: Я бы сказала, что он был очень четок, когда говорил об интеграции Грузии. Он сказал, что Америка будет поддерживать, помогать Грузии в членстве в НАТО. Он во время своего выступления на площади Свободы ничего не говорил о российских базах, но то, что он четко говорил о НАТО, это уже было не прямым, но косвенным ответом на вопрос о российских базах. Потому что это всем ясно, что если мы говорим о стране, которая вступает в НАТО, а войска, которые не являются членами НАТО, не должны там находиться. Он не упомянул Россию, но ответ был.

Для меня, что было очень важным, считаю это большим успехом, потому что Буш очень четко сказал, что у Грузии нет альтернативы мирного решения вопросов в конфликтных регионах. Это было сказано очень много раз. Во время брифинга (это длилось всего 15 минут, по-моему), но он двадцать раз упомянул слово "мирное решение". Саакашвили, который начал этот брифинг, после того, как приветствовал президента Буша, сказав слова благодарения за то, что президент приехал в Грузию, после этого первое, что он сказал было то, что самым главным в нашим отношениях является не газопровод, или какие-то трубопроводы, или еще какие-то экономические проекты, а мирное решение конфликтов, соблюдение тех свобод и тех ценностей, которыми цивилизованное общество. С этими словами Саакашвили для меня стало ясным о чем они говорили во время встречи один на один.

Очень важно, чтобы грузинское правительство поняло - об этом говорят все в Грузии, об этом говорят в Страсбурге, - но сегодня президент Америки в Тбилиси сказал очень четко несколько раз, что конфликты в Грузии должны быть решены только мирными путями. Он сказал, что Америка готова оказать абсолютно конкретную помощь в этом направлении.

Юрий Вачнадзе: Дело в том, что он встречался с представителями нацменьшинств. В общем, было ожидаемо, что там будут представители именно тех регионов, которые сейчас не контролируются центральными властями, в частности, Абхазия, Осетия. Однако насколько видно извне, состав команды, группы был не представительным.

Тина Хидашели: Это очень самый болезненный вопрос сегодня и для меня, и для людей, с которыми я общаюсь. Как все это было запланировано? Кто решил, что встреча должна состояться только с национальными меньшинствами? Было несколько версий. Были разговоры с представителями грузинских неправительственных организаций. Была версия встречи абхазских и южноосетинских общественных лидеров и грузинских неправительственных организаций, которые работают на вопросах конфликта. Была версия сделать встречу только с грузинскими неправительственными организациями, которые работают в разных направлениях, включая, конечно, конфликты. Но в конце решение было принято, кем не знаем, мы думаем, что это было принято грузинским правительством. Думаю, что это было ошибкой.

Джордж Буш во время брифинга сказал, что с большим нетерпением ожидает встречу с представителями гражданского общества. Он не говорил с представителями национальных меньшинств. А встреча состоялась только с национальными меньшинствами. Мы думали, что если такая встреча будет, то она должна быть с людьми, которые делали революцию и, конечно, включая национальные меньшинства, потому что они такие же участники всего, что случается в этой стране. Проблема была в том, что сама встреча была под очень большой цензурой. Я думала, что на этой встрече должны участвовать люди, которых мы все эти годы знали, но они не были приглашены. Президент Саакашвили боится, что эти люди что-то "некорректное" могли бы спросить у президента Буша или сказать, выразить какие-то пожелания, о которых сегодня в Грузии не говорится. В конце у меня было такое ощущение, что это даже хорошо, потому что люди, которые работают в американской администрации, очень четко поняли в чем проблема. Плюрализма в этой стране недостаточно.

Никита Татарский: Что говорят в Америке об итогах визита Буша в Ригу, Москву и Тбилиси? Об этом - репортаж нашего корреспондента.

Ян Рунов: Политический комментатор Ралф Питерс опубликовал в газетах статью под названием «Защищая слабых», в которой он говорит, что президент Буш во время своей поездки в Латвию, Россию и Грузию представлял Америку в её лучшем качестве. Буш дал ясно понять: Америка поддерживает независимость государств, какими бы малыми они ни были. Он осудил последствия Ялтинской конференции и оккупацию стран Восточной Европы.

В других откликах на итоги визита отмечается, что в отличие от некоторых стран, где американского президента встречают демонстрациями протеста, в Латвии и в Грузии появление Буша было встречено народами с энтузиазмом. Не прошла незамеченной и встреча Буша в Москве с 18-ю представителями правозащитных групп, которым американский президент пообещал поддерживать развитие демократии в России.

Но у профессора Балтиморского Хибру-университета Роберта Фридмана мнение об итогах поездки Буша неоднозначно.

Роберт Фридман: Я думаю, итоги противоречивы. Поездка в Латвию и Грузию была призваны укрепить независимость этих стран от Москвы. Но во время пребывания в Москве Буш выполнял задачу укрепления международного и внутрироссийского престижа президента Путина. Это совершенно противоположные, трудносовместимые задачи. Впрочем, это отражает сложность нынешнего этапа американо-российских отношений: с одной стороны США недовольны российской поддержкой Ирана и продажей ракет Сирии, недовольны такими явными признаками отхода России от демократии, как изменение правил выборов в Думу, отмена выборов губернаторов, как государственный контроль над средствами массовой информации... В этой связи выступление Владимира Путина в американской телепередаче «60 минут» было почти брежневским. Каждый раз, когда журналист Майк Уоллас поднимал какой-нибудь острый вопрос, Путин отвечал, что и американцы делают то же самое. С другой стороны оба президента понимают, что должны сотрудничать в решении целого ряда важнейших проблем, включая войну против терроризма, стабилизацию положения на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.

Я несколько разочарован тем, что Буш не затронул в беседе с Путиным темы Чечни, хотя положение там лучше не становится, и президент России явно не знает, как решить чеченскую проблему. Итоги московской встречи явно чисто символические: мол, давайте сотрудничать там, где мы уже сотрудничаем, и не будем касаться тех вопросов, по которым у нас есть разногласия. Я сожалею также о том, что Буш осудил Ялтинскую конференцию, забыв, что в той ситуации Америка и Англия уже никак не могли спасти Восточную Европу, где в то время находились советские войска, и что для США было жизненно необходимо активное участие СССР в войне с Японией. Так что критика Бушем «Ялты», была, конечно, ненужной.

Ян Рунов: Так считает Роберт Фридман, американский политолог, профессор балтиморского Хибру-университета.

XS
SM
MD
LG