Ссылки для упрощенного доступа

Адвокаты Ходорковского и Лебедева намерены в течение 10 дней обжаловать приговор суда


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Максим Ярошевский.

Андрей Шароградский: Адвокаты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева намерены в течение 10 дней обжаловать сегодняшний приговор суда. Ходорковский и Лебедев приговорены к 9 годам лишения свободы. Андрей Крайнов, который частично признал свою вину, - к 5 годам условно. Михаил Ходорковский собирается и в заключении заниматься общественной деятельностью. Он планирует создать несколько благотворительных фондов и Союз помощи российским заключенным. Об этом говорится в заявлении Ходорковского, сделанном после вынесения приговора.

Сегодняшний приговор по делу Ходорковского, Лебедева и Крайнова активно комментируют российские политики и правозащитники. Передаю микрофон своему коллеге корреспонденту Радио Свобода в Москве Максиму Ярошевскому.

Максим Ярошевский: Лидер партии "Родина" Дмитрий Рогозин считает, что бывшему главе компании "ЮКОС" вынесли показательный приговор. 9 лет - это практически верхняя планка наказания, применимая за инкриминируемые Ходорковскому статьи Уголовного кодекса. "Наша экспертная оценка, - заявил Рогозин, - была где-то в пределах 5 лет".

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, наоборот, назвал приговор слишком мягким. "Власть пошла на поблажки, - заявил он. - Президент слишком большой демократ, Генпрокурор слишком мягкий человек, который теперь должен подать в отставку. Народ требовал смертной казни или пожизненного заключения".

Председатель Федерального политсовета "Союза правых сил" Никита Белых назвал дело Ходорковского-Лебедева политическим. "Это механизм давления на гражданское общество. Оно, несомненно, нанесет очень серьезный удар по репутации государства".

Экс-премьер России Михаил Касьянов считает, что после приговора по делу "ЮКОСа" объединение демократических сил стало не вопросом политических амбиций, а жизненной необходимостью для страны.

Корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова спросила мнение относительно приговора Ходорковскому и Лебедеву у правозащитника, лидера "Демократического Союза" Валерии Новодворской.

Валерия Новодворская: Это совершенно сталинских масштабов приговор - 10 лет без права переписки. Боюсь, что здесь та же ситуация. Никаких лишних вопросов. В чем виноваты в конечном итоге Ходорковский и Лебедев? Они виноваты тем, что им, чекистам, хочется кушать, и не только чужие капиталы, чужие компании, но и людей, которые посмели пожелать жить свободными в свободной стране.

Любовь Чижова: Когда только начался процесс над Ходорковским, многие люди предполагали, что приговор будет обвинительным - кто-то говорил 5 лет, кто-то 10. А вы думали, сколько дадут?

Валерия Новодворская: Грамотные адвокаты, с которыми я консультировалась, с очень большой практикой говорили, что дадут 6-7 лет. Просто надо знать, что такое КГБ. Это маниакал - это маньяки. Они отступили на один год от требуемого и дали 9 лет. Я думаю, что этот приговор - момент истины. Ни у кого не должно быть тех иллюзий, которые высказывал Владимир Рыжков во всех эфирах, что Путин накажет для вида, посечет, а потом помилует, что приговор будет оправдательный или условный. Нет. Мы имеем дело с настоящими врагами. Президент и "весь сонм тонкошеих вождей" по Мандельштаму, которые там у него, это враги самые настоящие. Они никогда не простят людям, которые думали немножко пожить без Лубянки, и даже потанцевать как в 1991 году на ее преждевременных похоронах. Это месть тем, кто посмел высоко держать голову, пользоваться своими честно заработанными деньгами, считать себя человеком, а не тварью дрожащей.

Путин и его режим - это по Оруэлу прямо "сапог, наступающий на лицо человечества". Это только первый пример. Они пойдут дальше.

Максим Ярошевский: Сегодняшнее решение Мещанского суда Радио Свобода прокомментировал бизнесмен Борис Березовский.

Борис Березовский: Когда Ходорковского арестовали, я сказал, что он будет в тюрьме ровно столько, сколько Путин будет в Кремле. К сожалению, этот прогноз оправдался. Но я еще раз говорю, что он оправдался не в силу какого-то особого дара предвидеть, а в силу понимания логики той политической системы, которую создает Путин. Ходорковский опасен для Путина, опасен для его режима, потому что он пытался быть независимым человеком. Любой независимый человек опасен для режима Путина, особенно богатый независимый человек.

Одновременно хочу сказать, что власть ставила перед собой три цели с моей точки зрения. Она их достигла. Все эти три цели противоречат интересам России. По существу приводят к ее разрушению. Первая цель, которую ставила перед собой власть, - это уничтожить независимые от Кремля деньги, то есть бизнес. Вторая цель, как следствие первой, - уничтожить независимых от Кремля политических оппонентов. Всем теперь хорошо известно в России, любая политика нуждается в финансировании. Все иллюзии по поводу того, что демократические политики не нуждаются в деньгах, оказались не больше, чем детским заблуждением. Все понимают, что для политики, особенно для большой политики нужны деньги. Наконец, третью задачу, которую ставила власть, - это внушить страх. Вселить страх в людей, в независимых людей, разрушить тем самым независимость. Эта цель тоже в огромной степени достигнута.

Теперь главный вопрос. Вот эти цели, которые ставила перед собой власть, они в интересах России, или они против интересов России? Ответ однозначный - все эти три цели против интересов России. По существу все три цели, которой достигла власть, приводят к разрушению России, к потери независимости самой России, как следствие потеря независимости людьми. Ходорковский, занимая независимую позицию, по существу становился врагом вот этого режима. По существу, сражаясь за независимую политическую жизнь в России, что конституционно совершенно правильно, он сражался с антиконституционным режимом. Я вообще считаю, что в некотором смысле дело Ходорковского подвело черту под пониманием того, что режим антиконституционен, он нелегитимен. На самом деле я говорил об этом еще во время парламентских последних выборов, во время президентских выборов. Уже сам по себе новый парламент нелегитимен. Президент Путин как президент тоже нелегитимен. Поэтому это подведение черты означает, что действия политической оппозиции, которые, безусловно, существуют, потому что оппозиция в головах, а не только в организациях, а в головах людей, любые действия этой оппозиции будут оправданы, в том числе революционные, поскольку они сражаются против антиконституционного режима. Режима, который поставил себя вне закона.

XS
SM
MD
LG