Ссылки для упрощенного доступа

Заместитель генпрокурора России заявил, что дело Ходорковского и Лебедева - не последнее дело против олигархов


Программу ведет Виктор Нехезин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.

Виктор Нехезин: Заместитель генерального прокурора России Владимир Колесников заявил, что дело Михаила Ходорковского и Платона Лебедева не последнее дело против олигархов в России. Это заявление прозвучало в прямом эфире телеканала НТВ вчера. По словам Владимира Колесникова, скоро начнется новый процесс, аналогичный делу бывшего сотрудника службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина, который признан виновным в организации заказных убийств.

Очередное заявление заместителя генерального прокурора России вновь стало предметом комментариев аналитиков.

Олег Кусов: О том, что дело Ходорковского не последнее в России в отношении представителей крупного бизнеса, аналитики говорят еще со дня ареста главы ЮКОСа. Теперь этот тезис повторило и официальное лицо - заместитель генерального прокурора России. По мнению наблюдателей, данное заявление Владимира Колесникова лишний раз доказывает, что так называемое дело Ходорковского - это начало войны против неугодных российской власти олигархов.

Выступление заместителя генерального прокурора России Владимира Колесникова в эфире телекомпании НТВ комментирует сопредседатель Комитета-2008 "Свободный выбор" Ирина Ясина.

Ирина Ясина: Я была в этот момент у родителей Михаила Борисовича. И Марина Филипповна, хотя мы ее уговаривали не ходить и не смотреть, не портить себе нервы, пошла его смотреть, хотя она знала, о чем он будет говорить. Поскольку сопротивляться невозможно, можно только выключить телевизор, отойти от радиоприемника, не читать газет и сожалеть о тех людях, которые в это верят. Наверное, кто-то верит, - я таких не знаю.

Вчерашний вечер мы провели в интернате, в подмосковном лицее, в котором живут 150 детей погибших пограничников, военнослужащих, погибших в горячих точках (сын генерала Гамова, сгоревшего на Сахалине), дети из Беслана - и им там очень хорошо. Мы вчера смотрели этот лицей, я не первый раз там была, с несколькими моими друзьями, и все сказали одно и то же: приговор Ходорковскому - это приговор этим 150 детям. Пускай Колесников найдет кого-то (или сам это сделает - наверное, он не бедный человек), кто может оказать такие же благие дела.

А разговоры об убийствах, понимаете, по сравнению с тем, каким недоказанным, каким ужасно лоховским (такое слово молодежное хочется употребить) был процесс над Ходорковским и Лебедевым, если у них аналогичные доказательства по другим делам... Мне, кстати, довелось послушать бывшую судьбу Ольгу Кудешкину, которая осмелилась сказать, что она будет судить по закону, а не по тому, как у нее требуют по поводу дела Пичугина, - она подробно проанализировала на публичном выступлении доказательства по этому делу, как должна была бы анализировать любая судья. А когда нам все это преподносится в псевдодемократической, псевдолиберальной оболочке псевдолибералом Соловьевым, - обидно, стыдно и жалко. Самих себя жалко и детей своих.

Олег Кусов: Заместитель генерального прокурора имеет право делать такие выводы о том, что люди замешаны в преступлениях, тем более по телевидению?

Ирина Ясина: Да нет, конечно! И, как вы помните, заранее все знали, сколько лет получит Ходорковский, потому что он сказал: "Десять. Больше, к сожалению, не дашь". Дали 9 - проявили "гуманность". Без доказательств! Нарушение на нарушении, издевательства на издевательствах. Но, видимо, нам надо пройти через все, чтобы это нас чему-то научило. Я не знаю чему, правда, но надеюсь, что когда-нибудь это все людям воздается.

Олег Кусов: Представители крупного бизнеса в России как, на ваш взгляд, могут воспринять такое заявление заместителя главного прокурора России?

Ирина Ясина: Я - экономист, поэтому, естественно, я комментирую это все с точки зрения экономики. И хоть он там и кричал, что их пугают тем, что снизятся инвестиции, но вообще надо было испугаться-то по-хорошему. Если бы голова была умная, видимо, без демагогии вот этой, тогда действительно бы понял, что 19 миллиардов долларов - это страшно для страны, которая могла бы сейчас развиваться гигантскими темпами, оставив все другие развивающиеся позади.

Мы превратились в застойное болото, из которого бегут оставшиеся деньги. Некоторые иностранцы, которые только по рейтингам оценивают свои инвестиционные стратегии, - вот до них, наконец, дошло, что в 2003 году они заинтересовались Россией, в 2004 году они приняли решение, а в 2005 они стали вкладывать деньги, но это как раз тот момент, когда надо уже обратно "ноги делать". Но это проблема иностранного капитала, они всегда так долго думают, если это, конечно, не портфельные инвестиции, а стратегические. Вот они к нам пришли, но сейчас они разберутся и тоже побегут обратно. Ну, обидно, жалко. Опять же - есть чего бояться.

А что касается морального состояния олигархов так называемых, я не знаю большое количество людей, у которых здесь собственность и у которых здесь жены, дети и так далее. Большинство из них давно вывезли семьи за границу. А кто не вывез давно, тот вывозит сейчас. И то, что там кто-то что-то покупает за границей, все абсолютно легально, то есть никто в чемоданах деньги не вывозит. Просто инвестиции идут на Запад, а не к нам. Пускай Колесников этого не боится - это, как минимум, говорит о том, что это человек очень недалекий, что настоящая патриотическая позиция ему чужда.

XS
SM
MD
LG