Ссылки для упрощенного доступа

В США вышла книга «Кремлевское восхождение: Россия Владимира Путина и конец революции»


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Аллан Давыдов.

Андрей Шарый: В Соединенных Штатах вышла в продажу книга, повествующая о России эпохи Владимира Путина. Книга называется «Кремлевское восхождение: Россия Владимира Путина и конец революции». Авторы книги - корреспонденты влиятельной американской газеты "Вашингтон Пост". Их работа моментально стала политическим бестселлером.

Аллан Давыдов: Книгу написали Питер Бейкер и Сюзан Глассер, которые последние несколько лет руководили московским бюро "Вашинтон Пост". Книга стала результатом осмысления эволюции России и ее системы власти с момента прихода Путина в Кремль. Эта эволюция, по мнению Питера Бейкера, вызывает большую озабоченность, чем перемены предыдущего бурного ельцинского десятилетия.

Питер Бейкер: Наша с Сюзан первая командировка в Москву пришлась на март 2000 года. Путина тогда только избрали президентом. На следующий год мы вернулись в российскую столицу и приступили к постоянной работе в корпункте «Вашингтон Пост». Тогда всем казалось, что в России жизнь стабилизируется и идут динамичные перемены в условиях свободы. Когда четыре года спустя командировка закончилась, страна, которую мы покидали, выглядела по-другому. Те, с кем мы прежде перезванивались, теперь просто не подходили к телефону либо умоляли не публиковать их имя в публикациях. Деловую элиту охватил страх. Когда телевизионщики попросили Аркадия Вольского назвать тех, кто стоит за атакой на ЮКОС и Ходорковского, глава Союза промышленников России признался, что не может этого сделать, ибо опасается за безопасность своих шести внуков, да и за собственную жизнь тоже. Известный российский инвестор, в прошлом горячий сторонник Путина, сообщил нам на условиях анонимности, что от его оптимизма в отношении президента не осталось и следа.

Аллан Давыдов: Книга Питера Бейкера и Сюзан Глассер содержит немало примеров, которые, по мнению авторов, характеризуют степень смятения видных предпринимателей и чиновников на нынешнем этапе путинского правления. Сюзан Глассер называет нынешнюю Россию страной, которая раздвоена между репрессивным прошлым и формальными атрибутами свободного общества.

Сюзан Глассер: То, что мы зовем путинской Россией, или то, чем стала Россия при Путине, - это не демократия, но и не диктатура, не царство свободы, но и не поголовные репрессии. Сталинский ГУЛАГ, в который сажали за неосмотрительную шутку, существует лишь в воспоминаниях. Интернет повсеместен и не контролируется, как в Китае. Россияне беспрепятственно путешествуют по всему миру. В то же время Путин многое вернул из советских времен, в том числе специфические методы подбора и расстановки кадров. Ключевые руководящие позиции он укрепил кадрами из родной ему Госбезопасности. Сами силовики, с которыми нам приходилось общаться, уверяли нас в безвозвратности коммунистической идеологии, и в то же время всячески старались подчеркнуть свою важную роль в спасении России.

Аллан Давыдов: Питер Бейкер и Сюзан Глассер в своей книге напоминают, как в 1999 году президент Ельцин выбрал никому не известного Путина преемником. Ельцин и его окружение полагали, что Путин сохранит лояльность Ельцину, подобно тому, как ранее остался верен своему шефу Анатолию Собчаку. Позже они поняли свой просчет, наблюдая, как проект под названием «Путин» вышел из-под контроля и начал собственную игру, замешанную на интересах чекистского клана.

Питер Бейкер: В юности Путин восхищался героем из популярного фильма «Щит и меч», который стремился к тому, чтобы быть в подчинении у как можно меньшего числа окружающих, распоряжаясь при этом как можно большим числом людей. Когда Путин пришел в Кремль и журналисты спросили, что ему нравится здесь больше всего, он ответил: «Здесь меня никто не контролирует. Зато я контролирую всех». А через несколько месяцев на закрытом торжестве на Лубянке в честь Дня чекиста он заявил трем сотням высоких чинов госбезопасности: «Докладываю: инструкция номер один по взятию власти - выполнена». Присутствовавшие на мероприятии гражданские лица сочли слова Путина шуткой. Через несколько лет они поняли, что Путин не шутил, что подтверждается его известным курсом, направленным на ликвидацию источников оппозиции, на тотальный контроль телевидения и демократов в парламенте.

Путинская власть сажает олигархов в тюрьмы и изгоняет их из страны, манипулирует судами и даже использует бойню школьников в Беслане как повод для отмены губернаторских выборов. Я уже не говорю о жестокой войне в Чечне с сотнями тысяч убитых, пропавших без вести и бездомных.

Аллан Давыдов: Во время презентации книги «Кремлевское восхождение: Россия Владимира Путина и конец революции» ее авторам дружески оппонировал старший научный сотрудник Фонда Карнеги Майкл Макфол. Отдав должное высокой фактологической точности и непредвзятости книги, доктор Макфол отметил и заметный, на его взгляд недостаток.

Майкл Макфол: Это повествование опирается в основном на то, что происходит в Москве. Жизнь российских регионов в книге отражена мало, хотя понятие «Москва и регионы» встречается на ее страницах не раз. Но помилуйте! Россия - крупнейшая в мире страна, и жизнь в ее регионах - это две сотни одновременно происходящих историй. Кавказ существенно отличается от Сибири, а в Татарстане люди живут иначе, чем в Санкт-Петербурге. В книге не прочувствован весь драматизм жизни российских регионов. Возможно, читатели будут этим недовольны. И тогда Питеру с Сюзан придется вернуться в Россию для сбора дополнительного материала.

Аллан Давыдов: В какой же степени будущее демократии в России будет зависеть от личности, которая придет на смену Путину? На этот вопрос корреспондента Радио Свобода отвечает Сюзан Глассер.

Сюзан Глассер: Весь вопрос в том, кто придет после Путина в 2008 году. Однако у нас на сегодня нет информации, позволяющей выдвигать реальные суждения на сей счет, хотя в московском политическом бомонде об этом только и говорят. Проблема в том, что система российской власти замкнута не на одном человеке, а на клане, интересы которого он представляет. И весьма вероятно, что на смену Путину придет "Путин номер два". А сам Владимир Владимирович, официально покинув президентский пост, сохранит реальные рычаги влияния на своего преемника.

Аллан Давыдов: Сказала корреспондент газеты «Вашингтон Пост» Сюзан Глассер, которая вместе с коллегой Питером Бейкером выпустила в свет книгу под названием «Кремлевское восхождение: Россия Владимира Путина и конец революции».

XS
SM
MD
LG