Ссылки для упрощенного доступа

Чубайс и Аракчеев


Глава РАО ЕЭС России Анатолий Чубайс, который сегодня отмечает 50-летие, мог бы по праву пользоваться девизом графа Алексея Аракчеева: «Без лести предан». Исторические аналогии анализирует Михаил Соколов

Историки подметят это сходство.

У двух российских императоров: буйного консерватора Павла I и умеренного реформатора Александра I было свое общее счастье: свой граф Алексей Андреевич Аракчеев.

Через два века у двух российских президентов – буйного реформатора Ельцина Бориса и умеренного консерватора Путина Владимира, тоже состоялось общее счастье: свой Анатолий Борисович Чубайс.

С точки зрения передового общества устроитель прусского строя, главноуправляющий военным ведомством, первый докладчик государю, модернизатор артиллерии, и автор проекта освобождения крестьян, за четверть века торжества в петербургской политике реформатор-реакционер бы заведомо виноват во всех бедах, что постигали Россию.

«В столице он - капрал, в Чугуеве ( в РАО ЕЭС) - Нерон:
Кинжала Зандова везде достоин он».

Отнюдь – не государь. «Рыжий».

Граф Аракчеев.

Вот и сегодня каждый покажет на громоотвод Кремля.

Это - рыжий. Анатолий Чубайс.

Общественное сознание в бедах последних полутора десятилетий виноватит отнюдь не очередного правящего в России президента, а того, кто честно исполняет высшую волю: проводит приватизацию, раздает заводы и нефтепромыслы, создает и защищает класс собственников.

И Анатолий Чубайс терпеливо сносит хулы: он – на важной работе, да еще полезен для трона потому, что в бывшем и в не бывшем виноват.

Прикрывая хозяев Зимнего дворца и Кремля, волевые и сильные личности, что граф Аракчеев, что кандидат наук Чубайс истово и самозабвенно обязывают себя, говоря о бескорыстном служении России, возлюбить безоглядно высшую власть согласно девизу «без лести предан».

Верноподданность не предполагает даже оппозиции его величества, если в хозяине СПС и есть оппозиция то лишь тому, что дурно вокруг величества.

За верноподданность первый награжден пушкинским: «всей России притеснитель - без ума, без чувств, без чести…»

А имя второго становится всенародным кошачьим прозвищем…

Но главное отличие – в масштабе задач и в цели, что средства оправдает.

Забыты славные военные победы, исчез в Грузине памятник Александру, не состоялась аракчеевская, задуманная к 100-летию смерти государя, грандиозная премия за лучший исторический труд. И лишь автопутешественник, летящий по прямым как стрела новгородским дорогам, должен за них добрым словом помянуть основателя военных поселений. Вот и вся вещная память трудам графа…

Памятником же трудам Чубайса станут все же не артефакты: достроенные Зейская и Бурейская ГЭС, даже не обновленная, несмотря на нынешние аварии, энергетика.

Им становится уже утвердившаяся в пространстве Евразии частнокапиталистическая Россия.

Вряд ли еще либеральная, но не как Чубайсу мнилось, и не вполне имперская,

Легенде о «ретрограде Аракчееве» уже два века.

Мифу о «разрушителе Чубайсе», уверен, в силу того, что страна строится по его лекалам, сроку отведено куда как меньше.

Именинник, которому всего 50, имеет шанс до краха своего демонического образа дожить.

И не в опале, как изгнанный Николаем в Грузино граф Аракчеев, а при дворе и службе.

С юбилеем, Анатолий Борисович!

XS
SM
MD
LG