Ссылки для упрощенного доступа

Ситуация, сложившаяся вокруг проекта нового Лесного кодекса


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Катыс.

Кирилл Кобрин: На днях Управление президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан опубликовало краткую справку под названием "Обращение граждан по поводу проекта нового Лесного кодекса". Выяснилось, что только за последние месяцы управление получило 2 тысячи обращений, подписанных 15 тысячами граждан. О сегодняшней ситуации, сложившейся вокруг проекта нового Лесного кодекса, рассказывает Марина Катыс.

Марина Катыс: В справке Управлению президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан не говорится ни слова о наличии положительных отзывов по проекту нового Лесного кодекса. Это означает, что положительных отзывов или нет вообще, или их доля исчезающе мала. Как считают специалисты, это наилучшая оценка качества работы тех людей, которые разрабатывали и сейчас пытаются протащить через Государственную Думу проект нового Лесного кодекса.

Мой собеседник - профессор Московского государственного университета леса, координатор глобальной программы Всемирного союза охраны природы по умеренным и бореальным лесам Виктор Тепляков.

Виктор Тепляков: Проведен очень серьезный анализ и сделаны абзацы: экономическая составляющая, юридическая, социальная, экологическая. С кем я ни разговаривал, очень-очень хорошие отзывы. Единственное, что практически все люди отметили то, что в справке нет ни одной положительной реплики о том, что кодекс - хорошее дело (новый проект), что его нужно принимать немедленно или после некой доработки.

Марина Катыс: Как вы полагаете, если Управление президента вывешивает такую справку, видимо, все-таки это будет иметь какое-то значение при редакции вот этого проекта нового Лесного кодекса?

Виктор Тепляков: Естественно. Во-первых, справка появилась почти месяц спустя, все-таки это большое количество информации шло. Президентское распоряжение, письмо, так скажем, в федеральное собрание и там было заключение на проект федерального закона о введении в действие Лесного кодекса, и на сам проект Лесного кодекса. И эти заключения достаточно серьезно показывают то, что кодекс не готов к тому, чтобы его выносить на второе чтение. Скорее всего, вот эта справка, которая появилась буквально неделю назад на президентском сайте - это развитие тех моментов, которые уже в заключение в еще более сконцентрированном виде приведены и которые дают оценку юридической состоятельности Лесного кодекса.

Марина Катыс: Если говорить о юридических недоработках проекта, как бы вы их оценили?

Виктор Тепляков: Очень многие положения не выдерживают критики. Первый вопрос - это то, что земля смешана с лесом, то, что лес рассматривается как движимое имущество или как принадлежность земле. Абсолютно отсутствует то, что разделяет лесное законодательство от всех других видов законодательства. Все-таки Лесной кодекс существует не только в России. И если появляется отдельный Лесной кодекс, который рассматривает лес как некую экосистему, то нельзя подходить с мерками, например, Мингосимущества, которое рассматривает лес как имущество, либо с позиции только землепользования, как это может быть рассмотрено в Земельном кодексе. Либо рассматривать только с позиции Водного кодекса, потому что лес - это важнейший хранитель огромных водных ресурсов. Потому что все болота, все реки питаются только за счет того, что лес переводит поверхностный сток во внутрипочвенный. И вот так забыть эти 200 с лишним лет развития лесного законодательства и сказать, что мы стоим на либеральном ценностях и нам все остальное не указ - это несерьезный подход.

Марина Катыс: Либеральные ценности, вы имеете в виду рыночную экономику?

Виктор Тепляков: Да.

Марина Катыс: Новый Лесной кодекс предусматривает 99 лет аренды, что фактически приравнивается к частной собственности на лес.

Виктор Тепляков: Эта цифра конечно смешная. Почему вся наша жизнь делится на поколения? Потому что каждое поколение привносит что-то новое. И вы представляете, через четыре поколения где будут технологии, где будет юриспруденция, где будут человеческие отношения? Как будет развиваться социально, динамично наша жизнь, государства? И вот так сейчас просто отдать кому-то на 100 лет вперед владение, распоряжение, пользование лесным фондом - это просто смешно. В мире этого нет. Если российские законодатели пропустят 99 лет, весь мир будет над нами смеяться.

Марина Катыс: Какой, с вашей точки зрения, разумный срок аренды?

Виктор Тепляков: Разумный срок аренды не больше 25 лет. За 20-25 лет меняются технологии, это уже давно установленный факт. Поскольку меняются технологии, нельзя загадать вперед, как будет поставлена переработка древесины. Одно время говорили, вот придут полимеры, пластмассы, все заменят. Ничего подобного. Россия продает миллионы тонн сырой нефти. Помните, в свое время говорили, что тот, кто использует нефть только на отопление, как энергоресурс, все равно, что топить печи ассигнациями. Вот мы сейчас топим печь ассигнациями. Лес - это возобновляемый природный ресурс. Любому арендатору достаточно 25 лет для того, чтобы он понял: либо он действительно хозяин в лесу, и потом государство ему дает в аренду еще на 25 лет этот же участок лесного фонда - веди лесное хозяйство, пользуйся. Либо он поймет свою несостоятельность и откажется от этой аренды. Либо государство скажет, извините, мы увидели то, что вы не можете нормально вести лесное хозяйство и вы плохой арендатор. Тогда должны быть механизмы возврата земель в госсобственность либо передача другому арендатору.

Как говорил древний мудрец: не надо кушать яйцо до конца, чтобы понять, что оно тухлое. То же самое и в арендных отношениях.

Марина Катыс: Как вы полагаете, когда новый вариант Лесного кодекса поступит на рассмотрение в Думу?

Виктор Тепляков: Мне кажется, либо вопрос Дума все-таки решит отложить куда-нибудь до конца года, либо примет какой-то нулевой вариант, поскольку за последние восемь месяцев уже были приняты федеральные законы, которые вносят изменения в действующий лесной кодекс.

XS
SM
MD
LG