Ссылки для упрощенного доступа

«Большой восьмерке» удалось достичь согласия в том, как бороться с потеплением климата


Михаил Фролов: По последним данным, в результате взрывов в лондонском метро и автобусе погибло, по меньшей мере, 37 человек, около 700 получили ранения. 45 из них находятся в критическом состоянии. Несмотря на это в шотландском местечке Глениглз продолжается саммит «Большой восьмерки». И хотя первые же минуты этой встречи оказались трагическими для Великобритании и премьер-министра Тони Блэра (британский премьер вынужден был покинуть совещание), некоторые решения все же были приняты в отсутствие хозяина встречи.

Ирина Лагунина: Решения, которые удалось принять в первый день саммита, разочаровали защитников окружающей среды, но обрадовали политиков. "Восьмерке" все же удалось достичь согласия в том, как бороться с потеплением климата. Но об этом чуть позднее. Сначала - картина дня, первые минуты после того, как в Лондоне произошли теракты. Эти мгновения обрисовал премьер-министр Канады Пол Мартин...

Пол Мартин: Конечно, все мы были в шоке. Мы вышли, Тони Блэр стоял перед лестницей. Он сказал нам, что произошло, хотя в то время информация, которой он располагал, была очень обрывочна. Все мы были крайне обеспокоены. Мы обсудили ситуацию, и господин Блэр принял решение, которое мы все поддержали: как только у него будет полный объем информации, он вылетит в Лондон, что он и сделал. Мы обещали ему, что террористы своего не добьются, и что мы продолжим совещание в соответствии с повесткой дня.

Ирина Лагунина: Президент Франции Жак Ширак отметил, что перейти к центральной проблеме - потеплению климата, удалось лишь во второй половине дня. Почему удалось заручиться поддержкой Соединенных Штатов, которые до недавнего времени не только не подписывали Киотский протокол, но и вообще отрицали, что потепление климата - следствие человеческой деятельности? Жак Ширак...

Жак Ширак: Я думаю, что сказывается вес международной солидарности. Ведь практически семь стран пришли к согласию. И эти семеро подписали Киотский протокол. Во-вторых, я заметил, не хочу говорить категорично, но я заметил, что в самих Соединенных Штатах есть движение. Растет беспокойство и признание этой проблемы. И в-третьих, с того момента, как одна из стран, в данном случае Франция, выставляет условия, без выполнения которых она не подпишет соглашение, это становится политической проблемой для всех.

Ирина Лагунина: Проблемой, по словам Жака Ширака, это становится потому, что решения Большой Восьмерки принимаются консенсусом. И если решение не принято, то люди могут спросить, почему, кто виноват? Условия Франции сводятся к тому, что в документе - в данном случае в коммюнике встречи - должно быть указано: климатические изменения происходят по вине человека, нужны немедленные действия, чтобы по возможности остановить эти изменения. Легальные рамки этих действий определены Киотским протоколом и Конвенцией ООН по климатическим изменениям, и действовать надо в процессе диалога между Европой и США. Этот документ как раз и свидетельствует о том, что диалог можно возобновить. Жак Ширак выразил надежду, что проблему удастся поднять на новом уровне в следующем году, поскольку президент Владимир Путин заявил на встрече, что поставит в центр повестки дня саммита 2006 года вопросы энергии и безопасности. Но это - в следующем году. Сегодня в повестке для лидеров - помощь и развитие Африки.

Михаил Фролов: Российские антиглобалисты считают, что лидеры восьми крупнейших стран мира на саммите в Шотландии решают собственные проблемы, а не проблемы беднейших стран мира. Выделяемая африканским государствам сумма, по их мнению, минимальна.

На встрече с антиглобалистами России побывал корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков.

Михаил Саленков: Директор Института проблем глобализации Борис Кагарлицкий считает, что финансовая помощь в 55 миллиардов долларов восемнадцати беднейшим странам Африки слишком мала, чтобы решить проблемы этих государств.

Борис Кагарлицкий: На самом деле для решения проблемы это очень мало, это минимум того, что вообще может быть выделено. 55 миллиардов долларов, которые выделяются на покрытие долгов беднейших стран, увязываются с параллельным сокращением помощи этим странам по другим каналам. Гарантируется, что деньги пойдут в западные банки, являющиеся кредиторами этих стран, а не на какие-то другие задачи. То есть если вы выделяете помощь вообще, то помощь может быть потрачена, скажем, на закупку продовольствия, закупку оборудования для сельского хозяйства. Здесь гарантия как раз, что эти деньги будут потрачены только на долги и, соответственно, помощь по другим статьям будет уменьшена. В таком случае встает вопрос: а кому помогают? То есть помогают развивающимся странам или помогают западным банкам, чтобы они гарантированно получили долги, которые могут не быть оплачены?

Михаил Саленков: Коллега Бориса Кагарлицкого доктор экономических наук, профессор МГУ, член оргкомитета Всемирного форума альтерглобалистов Александр Бузгалин предлагает решить проблему бедности на земле следующим образом...

Александр Бузгалин: Известны расчеты лауреата Нобелевской премии Тобина, что достаточно доли процента (минимум - 0,1, максимум - 0,5%) налога на финансовые мировые спекуляции, объем которых превышает 500 триллионов долларов в год, для того, чтобы вдвое поднять уровень жизни беднейшего миллиарда человечества. Достаточно вдвое сократить военные расходы стран - членов НАТО, чтобы решить базовые глобальные проблемы, проблемы здравоохранения в беднейших странах или опять же радикально повысить качестве жизни беднейших граждан нашей планеты, а это, между прочим, 20-25% россиян.

Михаил Саленков: Совершенные в Лондоне террористические акты российские анти- или альтерглобалисты считают закономерностью в сегодняшнем мире. Продолжает Александр Бузгалин...

Александр Бузгалин: Появление этих террористических актов не случайно. Создана такая система мира, в которой неизбежными являются так называемые ассиметричные войны. С одной стороны - террористические акты, с другой стороны - то, что делает НАТО в Югославии, в Ираке. Если посчитать, сколько убито нашими миротворцами и сколько убито террористами, счет оказывается не в пользу террористов, хотя террористы - это безусловное зло. Поэтому надо создать ситуацию в мире, когда она не будет провоцировать террористические акты.

Михаил Саленков: Таково отношение представителей российского движения антиглобалистов к событиям в Великобритании.

XS
SM
MD
LG