Ссылки для упрощенного доступа

Генеральная прокуратура России возбудила уголовное дело в отношении Михаила Касьянова


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Михаил Саленков, Михаил Соколов.

Кирилл Кобрин: Генеральная прокуратура России возбудила уголовное дело в отношении бывшего премьер-министра страны Михаила Касьянова. Дело возбуждено по заявлению депутата Государственной Думы журналиста Александра Хинштейна, который обвиняет Касьянова в махинациях с недвижимостью.

Михаил Саленков: Депутат Государственной Думы Александр Хинштейн обвиняет Михаила Касьянова в том, что бывший премьер-министр завладел мошенническим путем – с помощью подставных фирм – государственной собственностью - дачей «Сосновка-1», на которой сейчас и проживает.

Подробнее об обвинениях в адрес Касьянова в интервью Радио Свобода рассказал сам заявитель - Александр Хинштейн.

Александр Хинштейн: Речь идет о незаконном отчуждении у государства двух объектов собственности, так называемые резиденции "Сосновка-1" и "Сосновка-3", расположенные в черте города Москвы. Распоряжением Касьянова были выставлены на торги. Аукцион по продаже их прошел с грубейшими нарушениями. Ни один из реальных, потенциальных покупателей участия не принимал, поскольку информация была блокирована, сообщения в СМИ были фальсифицированы. В результате участия в конкурсе по продаже приняли филированные друг с другом структуры, зарегистрированные по одним и тем же адресам, имеющие общих учредителей и общих руководителей. Все эти структуры, вся эта пирамида филирована с Михаилом Касьяновым и его супругой Ириной Борисовной Касьяновой.

В итоге объект "Сосновка-1" и объект недвижимости, находящийся на территории резиденции, были куплены некой компанией "Амели", а филированная с ней компания "АРТ-Групп", также участвовавшая в конкурсе, получила по договору переуступки прав аренды, право пользования земельным участком резиденции сроком на 41 год. Территория этого участка составляет 11,5 гектаров.

Михаил Саленков: На вопрос, почему обращение в Генпрокуратуру было направлено лишь три недели назад, Александр Хинштейн ответил.

Александр Хинштейн: Вся эта афера была доведена до логического конца в прошлом году, уже после того, как Касьянов лишился должности премьер-министра. Поэтому значительный срок, условно говоря, на то, чтобы документально подтвердить ту первичную информацию, которой я владел, направить запрос и получить соответствующие ответы. Когда весь объем информации, документально подтвержденный, был получен, я обратился в Генеральную прокуратуру.

Михаил Саленков: Сообщение о возбуждении Генеральной прокуратурой уголовного дела в отношении бывшего премьер-министра Хинштейн прокомментировал так.

Александр Хинштейн: Очень рад, что возбудили. Прогноз простой: если Генеральная прокуратура займет беспристрастную и объективную позицию, то дело будет доведено до суда и Касьянов получит то наказание, которое заслуживает.

Михаил Саленков: В то же время некоторые политологи называют дело против Касьянова политическим заказом. В этой связи упоминается заявление бывшего премьера о своем возможном участии в следующих президентских выборах.

Такое мнение, в частности, высказал в интервью "Интерфаксу" директор Института политических исследований Сергей Марков. По его словам, эта акция имеет цель не посадить Касьянова, а дискредитировать его. «С другой стороны, - добавил Марков, - очень высока вероятность того, что Михаил Касьянов действительно с нарушением закона обеспечил себе владение земельными угодьями».

С оценкой уголовного дела в отношении Касьянова выступили и в Союзе правых сил. Заместитель председателя политсовета партии Леонид Гозман отметил, что наличие политического компонента здесь очевидно.

«Хотелось бы надеяться, что далеко это все не пойдет. Потому что если будет развернута масштабная война против Касьянова, то это нанесет еще один, может быть, уже непоправимый ущерб имиджу нашей страны, который и так подорван процессом против Ходорковского и многими другими не самыми талантливыми действиями властей», цитирует Леонида Гозмана "Интерфакс".

Александр Хинштейн на заявления о политической подоплеке уголовного дела против Касьянова отвечает.

Александр Хинштейн: Мне очень жалко, что российская оппозиция в качестве своего вожака выбирает человека по кличке "Миша - два процента". Более коррупционного премьер-министра в новейшей истории России не было. Вот эта склонность российской оппозиции принимать в свои ряды все отребье, честно говоря, вызывает просто отторжение. И в этой связи мне вспоминается сразу Чаадаев, который говорил о том, что социализм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы его враги. Вот если перефразировать эту фразу применительно к сегодняшнему дню, то можно сказать так: Путин победит не потому, что он прав, а потому, что не правы его враги.

Михаил Саленков: Свое мнение относительно дела Касьянова в программе «Лицом к лицу», которая выйдет в эфир на Радио Свобода в это воскресенье, 17 мая, высказал, член фракции «Единая России» вице-спикер Государственной Думы России Олег Морозов. С ним беседовал политический обозреватель нашего радио Михаил Соколов.

Михаил Соколов: Пока Михаил Касьянов тихо сидел в отставке и не делал никаких критических замечаний в адрес власти, никаких историй про его некий бизнес или неправедные дела не было. Как только он начал, находясь, я бы сказал так, в стеклянной даче, кидаться камнями из нее во власть, он тут же получил такое предупреждение из прокуратуры.

Олег Морозов: Я не исключаю, что логика ваших рассуждений имеет право на жизнь и что атака на Касьянова связана, в том числе с какими-то его политическими действиями. Хотя я бы предпочел (опять же, повторю, что я ничего про это не знаю) иное толкование. Мое толкование такое. Если человек неправильно приватизировал, тем более всего-навсего какой-нибудь год тому назад, в феврале, если я не ошибаюсь...

Михаил Соколов: Вы знаете, идет спор, сделал он это во время своего премьерства или он сделал это после премьерства. Если он сделал во время премьерства, там есть определенные нарушения. Если после, то есть вопросы, скажем, за правильную ли сумму он купил это у кого-то, но состава там нет.

Олег Морозов: Я хотел бы об этом сказать. Я даже не про состав, я даже не про то, есть ли за этим преступление или уголовное дело. Я про другое. Мне, как гражданину, было бы, наверное, приятнее, если бы прокуратура, суд, власть, кто угодно, независимо от того, какая фамилия этого гражданина - Касьянов, Соколов, Морозов - действовал бы, применяя всегда единые стандарты и опираясь исключительно на нормы законодательства. И если господин с фамилией Касьянов нарушил эти законы, значит, пускай он ответит. Чтобы здесь не было политической подоплеки, чтобы здесь не было политической мотивации, что Касьянова накажем, а Соколова, поскольку он добросовестно работает на Радио Свобода и защищает те же цели, что защищают наиболее последовательные сторонники демократии в Кремле, мы его не тронем.

Михаил Соколов: Или Морозова.

Олег Морозов: Или Морозова. Вот такая логика меня не устраивает. Меня такая логика коробит.

Михаил Соколов: Избирательность.

Олег Морозов: Избирательность. Вот это мне не нравится.

Михаил Саленков: Получить более подробную информацию относительно уголовного дела в Генеральной прокуратуре нам не удалось. От комментариев там отказались.

Зато стала известна реакция самого Михаила Касьянова. Через своего пресс-секретаря Татьяну Разбаш он передал заявление, в котором говорится, что за все годы нахождения на государственной службе он не учреждал каких-либо коммерческих организаций, никогда не владел ни акциями, ни долями каких-либо фирм. «Что касается коммерческой деятельности после ухода с государственной службы, - заявил Касьянов, - то она велась и ведется в строгом соответствии с действующим законодательством».

По словам Татьяны Разбаш, Михаил Касьянов добавил, что «по-прежнему считает ошибочным политический курс, проводимый в стране», и уверен, что «это вредит ее будущему». Сейчас экс-премьер-министр России находится в двухнедельном отпуске за границей и намерен вернуться в Москву 25 июля.

XS
SM
MD
LG