Ссылки для упрощенного доступа

Следователи, ведущие дело ЮКОСа, интересуются все новыми персонажами из этой компании


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Марьяна Торочешникова и Анна Качкаева.

Андрей Шарый: Следователи, ведущие дело ЮКОСа, интересуются все новыми и новыми персонажами из этой компании.

Марьяна Торочешникова: История с вызовом в Генеральную прокуратуру вице-президента ЮКОСа Юрия Бейлина по меньшей мере странная. Дело в том, что все сообщения, опубликованные на этот счет в российских средствах массовой информации, основаны либо на словах источников, близких к ЮКОСу, либо на слухах. Из разговора с представителем Генеральной прокуратуры мне так и не удалось выяснить, действительно ли Бейлина вызывали на допрос, в качестве кого - свидетеля или обвиняемого, по какому поводу и вообще, существует ли уголовное дело, фигурантом которого является второе лицо ЮКОСа. Комментариев на этот счет Генпрокуратура не дает.

Между тем, на сайте Союза производителей нефтегазового оборудования размещена заметка, из которой следует, что Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении вице-президента нефтяной компании ЮКОС Юрия Бейлина и обвиняет его в неуплаты налогов дочерней компанией ОАО "Юганскнефтегаз". Агентство "Интерфакс" со ссылкой на источник, близкий к нефтяной компании, дополняет эту информацию предположением о том, что речь идет об обвинении в так называемой сверхнормативной добыче нефти ОАО "Юганскнефтегазом".

В ЮКОСе эту информацию не опровергли, но и подтверждать не стали. Связаться с самим Юрием Бейлиным мне тоже не удалось, как не удалось и удостовериться в том, что в настоящий момент он действительно находится в Лондоне, скрываясь, по словам некоторых журналистов, от российских правоохранительных органов.

В конце 2004 года Юрий Бейлин был одним из претендентов на пост председателя правления нефтяной компании ЮКОС, так как в течение нескольких месяцев фактически руководил компанией, занимая должность заместителя председателя правления Стивена Тиди, который покинул Россию.

Андрей Шарый: О политическом климате в России в контексте истории с ЮКОСом моя коллега Анна Качкаева беседовала сегодня с послом Соединенных Штатов Америки в Москве Александром Вершбоу.

Анна Качкаева: На Селигере проходит слет движения "Наши", и туда прилетел господин Сурков, один из главных идеологов, как теперь в России называют государственников, заместитель главы президентской администрации. Он прилетел туда на вертолете. И, в том числе, он заявил, что нужно "разделить с молодым поколением свою веру по поводу развития страны и защищать молодежь от воздействия Запада". Кто-нибудь вам хотя бы один раз объяснил, почему надо молодежь защищать от Запада?

Александр Вершбоу: Ну, это очень редко бывает, когда я слышу такие взгляды прямо. Но я читаю, слышу об этих заявлениях чаще и чаще. Это было наше впечатление, что постсоветская Россия хотела бы стать членом Запада, стратегия администрации Ельцина и администрации Путина - это интеграция России в мировое сообщество, основанное на всеобщих ценностях. Вот такие заявления о защите молодежи от Запада - это очень странно звучит.

Анна Качкаева: Вы выразили обеспокоенность возможной связью обвинений, выдвинутых против Михаила Касьянова, с его политическими амбициями. Ни один посол другой страны не высказал своего отношения к этой проблеме? А почему вы дипломатично не промолчали?

Александр Вершбоу: Кто-то задал вопрос на пресс-конференции, и я просто выразил надежду, что дело Касьянова не связано с политикой, с политическими соображениями.

Анна Качкаева: А насколько ваша публичная активность зависит от вашего желания и индивидуального понимания проблем жизни в России и насколько она связана с установками правительства США?

Александр Вершбоу: Когда я выступаю, это всегда отражает политику США, линию Госдепартамента.

Анна Качкаева: То есть если я, например, сейчас задам вопрос, считаете ли вы Ходорковского преступником, вы ответите на него или не будете?

Александр Вершбоу: Я думаю, что я бы не дал совсем прямой ответ, потому что есть вопросы, и даже до сих пор, в справедливости процесса, но он не завершен, и у него есть право на апелляцию. Мы ждем, пока это дело будет завершено.

Анна Качкаева: Дипломат все равно берет верх, "да" или "нет" сказать вы не можете. Я просто почему заговорила о Ходорковском, потому что на минувшей неделе главный стратег аналитического отдела Управления рынков и акций "Альфа-банка" Кристофер Уиффер - под его именем сделан документ, который называется "Инвестиционный климат в России, политические риски и кремлевские тайны". И этот документ получили клиенты банка, управляющие крупнейшими инвестиционными фондами в России. В отчете, в частности, говорится, что для инвесторов идеальным сценарием на 2008 год был бы механизм, позволяющий Владимиру Путину остаться у власти. Как вы относитесь, во-первых, к такой перспективе, а во-вторых, как вы относитесь к уместности советов западного эксперта?

Александр Вершбоу: Я не прочитал этот доклад, но я думаю, что самое важное для 2007-2008 года - это чтобы были свободные и справедливые выборы, в соответствии с Конституцией России. И вообще, чтобы в будущем была стабильность, предсказуемость, верховенство закона и рост демократических институтов в России. Кто лучший из возможных кандидатов для бизнеса - я не знаю, это дело аналитиков, мне неуместно высказывать свое мнение.

Анна Качкаева: Вы русские анекдоты любите?

Александр Вершбоу: Есть много старых анекдотов - о Брежневе, которые мы изучали в школе и в университете, когда он выступил в начале Олимпийских игр и произнес: "О-о-о... О-о-о..." Он думал, что олимпийский символ - это часть его речи.

XS
SM
MD
LG