Ссылки для упрощенного доступа

Скончался Александр Яковлев - один из идеологов и организаторов перестройки


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Михаил Фролов.

Андрей Шарый: В Москве сегодня скончался известный политик и общественный деятель, один из идеологов и организаторов перестройки академик Александр Яковлев. Ему был 81 год. На протяжении последних дел Яковлев руководил Международным фондом "Демократия", возглавлял Комиссию при президенте России по реабилитации жертв политических репрессий.

Михаил Фролов: Он был идеологом демократических преобразований и отстаивал свои взгляды до конца дней. Последний раз Александр Яковлев был на Радио Свобода в апреле этого года.

Александр Яковлев (архив): Во-первых, насчет социализма. Возможно, я ошибаюсь, но вовсе не с 1973 и с 1975, и не с 1985-го года, у меня были самые серьезные, и я это в книгах пишу, серьезные сомнения в том виде человеческого устройства, которое нам предложила большевистская партия. Да, я состоял, воевал, получал ордена, как и любой человек, когда встала проблема защиты своей страны, своей семьи, все это было. Но не в этом все-таки дело. Я не верю в социализм как в коллективное общество, тем более сталинского типа. При Сталине, когда говорят о социализме того времени, это не только лукавство, это, в общем-то, пренебрежение историей.

Я хочу сказать, что все эти термины, они весьма и весьма условные, равно как и капитализм. Речь идет, понимаете, о частной собственности, о священности частной собственности, сюда я бы отнес общечеловеческие ценности. А общечеловеческие ценности - это в значительной мере первохристианские ценности, вот ведь какая штука.

Михаил Фролов: Он родился в 1923 году в деревне Королево Ярославской области. Во время Великой Отечественной войны воевал на Волховском фронте, в морской пехоте. В 1943 году был тяжело ранен. После победы окончил исторический факультет Ярославского пединститута. Работал учителем, журналистом, в обкоме КПСС, а потом - в отделе пропаганды ЦК. Служил послом в Канаде, затем стал директором Института мировой экономики и международных отношений Академии наук СССР. Накануне августовского путча в 1991 году, об опасности которого он предупреждал Горбачева, Яковлева исключили из партии. После этого он возглавлял Международный фонд "Демократия", стал председателем Комиссии при президенте по реабилитации жертв политических репрессий.

Еще сегодня утром с ним виделся его близкий друг Сергей Филатов, президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ.

Сергей Филатов: Я сегодня в половине второго был в поликлинике на Мичуринском и встретил там Александра Николаевича. Он последнее время почему-то стал терять сознание и приехал на обследование вместе с дочкой и своим помощником. Мы с ним обнялись, немножко поговорили. Он сейчас по просьбе семьи Васильевых писал предисловие к его собранию сочинений - об этом поговорили. Я спросил: "Как, Александр Николаевич, идут дела?" Он говорит: "Написал, только листочки надо собрать" - и смеется. В общем, они обследовались и должны были вечером встретиться с невропатологом, который должен был, светило, к ним приехать. Я им предложил позвонить Коновалову, нашему выдающемуся нейрохирургу. И договорились о том, чтобы, если понадобится, посодействовать, чтобы он лег на обследование туда. Приехал в пансионат "Липки" на форум молодых писателей - и вдруг звонок: "Это Наташа Яковлева. Папа умер". Как все обвалилось, в общем-то.

И начинаешь, конечно, вспоминать все самое яркое, самое лучшее, что в этом человеке было. Я думаю, что это невосполнимая совершенно потеря, особенно в эти дни, для демократического движения и вообще для демократии в России. Он хорошо это познал и умом своим, и всем своим жизненным путем, и зарубежьем, когда он в Канаде прожил и увидел истинное положение дел, жизнь людей там и жизнь людей здесь. Он ужасно переживал за то, что наше общество абсолютно бесправно.

Андрей Шарый: В прямом эфире программы "Время Свободы" лидер Российской демократической партии "Яблоко" Григорий Явлинский. Григорий Алексеевич, вы давно знакомы были с Александром Яковлевым. Скажите, пожалуйста, для вас как для действующего политика насколько важен был его опыт?

Григорий Явлинский: Александр Николаевич был совершенно уникальным человеком в российской политике. Он был великим человеком. Я понимаю, что такая характеристика вызывает иногда скепсис, но в данном случае это абсолютно соответствует действительности. В отличие от очень многих людей, которые делали то, что называлось перестройкой, и тех, кто проводил реальную политику в то время и позже, Яковлев понимал, что он делает. И в этом отношении Александр Николаевич был человеком уникальным, единственным. Я не хочу его сравнивать с Михаилом Сергеевичем Горбачевым и со многими другими людьми, но он был действительно человеком, который лучше всех остальных понимал, что он делал, и в этом было его великое достоинство.

Кроме того, Александр Николаевич и после того, как он ушел из действующей политики, был человеком, который сделал колоссальную вещь - он готовил Россию к покаянию. Он показал всеми своими трудами, как академик, всеми своими исследованиями архивов, всеми своими исследованиями тех колоссальных жертв, которые понесла наша страна, показал суть нашего прошлого. Он показал, от чего мы обязаны, должны были отказаться. И он показал то, к чему страна пока еще не пришла, то, на что она пока еще не согласилась, - сознательно раскаяться в том, что было содеяно в 80 большевистских, коммунистических лет.

XS
SM
MD
LG