Ссылки для упрощенного доступа

Грузия поставила вопрос о несостоятельности формата Комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта


Программу ведет Михаил Фролов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.

Михаил Фролов: Грузия поставила вопрос о несостоятельности формата Смешанной Контрольной Комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта. По словам государственного министра Георгия Хаиндравы, работа комиссии не приносит результата. Ситуация в зоне конфликта вот уже долгое время остаётся замороженной - «ни войны, ни мира». Рассказывает наш корреспондент Олег Кусов.

Олег Кусов: Георгий Хаиндрава на встрече с журналистами в Москве заявил, что миротворческий процесс на территории самопровозглашённой республики Южная Осетия зашёл в тупик. 10 из 16 документов СКК требовали демилитаризации зоны конфликта. По словам государственного министра Хаиндравы, на практике всё получилось иначе - зона конфликта в последнее время только милитаризировалась. В связи с этим Грузия предлагает включить в формат СКК представителей ОБСЕ и Евросоюза. Георгий Хаиндрава подчеркнул, что сложилась ситуация, при которой Россия, Северная и Южная Осетия находятся по одну сторону баррикад, а Грузия пытается противостоять им по другую сторону.

Военный аналитик Коба Ликликадзе так характеризует ситуацию в зоне грузино-осетинского конфликта.

Коба Ликликадзе: Я могу сказать, что и до этого в самопровозглашенной Южной Осетии было оружие и боевая техника. Я имею в виду часть техники, которая оставалась с 1991-1992 года, когда уже было столкновение, а потом в июле-августе прошлого года, когда разморозился этот конфликт, когда гуманитарный штурм в Тбилиси перешел в стадию вооруженного столкновения, тогда были сведения о том, что из Северного Кавказа было поставлено несколько единиц тяжелой техники и артиллерии. Сейчас идет спекуляция. Если честно, сказать, что кто-то полностью владеет информацией, кроме разведывательных органов, сложно, но время от времени в прессе просачивается информация о том, что там в наличии от 30 до 40 единиц боевой техники, тяжелого вооружения, артиллерия, называются даже минометы. Очень много у них зенитных установок и так далее.

Олег Кусов: Руководство Южной Осетии обвиняет Тбилиси в том, что в районе Гори находятся вооруженные силы государства, якобы угрожающие Южной Осетии.

Коба Ликликадзе: Я могу подтвердить факт наличия такой военной базы в Гори. Это бывшая российская военная база, а сейчас это 1-й учебный центр. Там сконцентрирована тяжелая техника - несколько единиц танков, самоходных установок и даже артиллерийских установок. Гори находится где-то в 25-30 километрах от Цхинвали. Так что, входит ли это в ограниченную зону конфликта? - этот вопрос еще так никто не ставит. Скорее всего, не входит, потому что зона ограничивается 12-тью километрами. Просто в Гори находится тяжелая техника - это факт, но пока могу сказать, что если не принимать во внимание единственные учения, которые они провели, они близко не подходили пока в зону конфликта. А что намеревается делать грузинская власть? Это тоже вопрос спекуляции. Или период, когда, я думаю, Тбилиси готовит аннексию против Цхинвали. Но сейчас со времени после того как Саакашвили предоставил членам Евросоюза, государствам новую инициативу, то, я думаю, что все-таки это немножко Тбилиси отошла в сторону. Может быть, уже не существует такого плана силового решения этого конфликта.

Олег Кусов: А вы согласны с Георгием Хаиндравой в том, что миротворческий процесс зашел в тупик?

Коба Ликликадзе: Грузинские политики так близко не знают конфликта, как Георгий Хаиндрава. Я абсолютно с ним согласен, потому что он трезво оценивает ситуацию. Он не из тех политиков, которые демагогически выступают. Мы все прекрасно понимают, что это надо решить либо мирным путем, либо не останется другого шага, как чтобы пролилась там кровь. Естественно, тупиковая ситуация, потому что инициатива Грузии не воспринимается конфликтующей стороной. Может быть, как-то более интернационализировать конфликт, чтобы к решению этого конфликта подключились какие-то более весомые игроки, допустим США или другие страны Евросоюза.

Олег Кусов: Так считает грузинский военный аналитик Коба Ликликадзе. Сопредседатель Республиканской партии России Владимир Лысенко считает, что российские миротворцы часто занимают сторону южных осетин.

Владимир Лысенко: Проблему, связанную с Абхазией и Южной Осетией, можно решить только политическим путем. Конечно, есть определенный стандарт в отношении России в этом вопросе, поскольку она говорит, что в Чечне никто не должен вмешиваться, это как бы наша часть. Одновременно совершенно другой стандарт по отношению к бывшим грузинским территория, которые всем миром признаны как территории Грузии - это Абхазия и Южная Осетия. Я думаю, что в таком двойном стандарте и чеченскую проблему никогда до конца не решить.

Что касается миротворцев, то, действительно, за прошедшее время фактически российские солдаты там, в основном, все проблемы решали. Естественно, поскольку они подчиняются руководству в Москве в каких-то ситуация они, как правило, защищали осетин и абхазов, что очень не нравится Тбилиси. Поэтому, я полагаю, что если в этот регион американцы согласятся направить своих миротворцев, хуже от этого не будет. Может быть, тогда более спокойной будет ситуация, чем та, которая существует на сегодняшний день. Хотя, конечно, Москва хотела бы и дальше контролировать этот регион и эту ситуацию. Более того, это очень дорого обходится международным организациям, если они своих посылают миротворцев. Наши там копейки получают, а американскому солдату надо платить весомым долларом. Это тоже одна из причин. Причем, Запад особо туда не рвется. Поэтому я полагаю, что в лучшем случае американцы, может быть, усилят руководство миротворческой группы, какой-то контроль определенный за нашими миротворцами установят.

Олег Кусов: Это было мнение сопредседателя Республиканской партии России Владимира Лысенко.

XS
SM
MD
LG