Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты Радио Свобода: запретив партию Лимонова, государство поставило ей знак качества


Арслан Саидов, Максим Ярошевский

Верховный суд Российской Федерации сегодня признал законной ликвидацию Национал-большевистской партии (НБП). Лидер партии Эдуард Лимонов, ожидавший такого решения, намерен продолжить политическую деятельность в других формах, а право НБР на существование защищать в Европейском суде по правам человека.

Краткая история дела такова. В конце июня Московский областной суд удовлетворил заявление подмосковной прокуратуры, которая настаивала на ликвидации партии. В исковом заявлении отмечалось, что действия НБП в период с 2000 по 2001 год противоречили закону "Об общественных объединениях". Закон запрещает деятельность организаций, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности России и создание вооруженных формирований. Прокуратуру не устроили выдержки из программных документов лимоновцев. В них, как посчитали подмосковные прокуроры, содержались призывы к созданию национал-большевистской армии, изменению границ России, подготовке вооруженного вторжения в Казахстан. В августе Верховный суд отменил решение Мособлсуда о ликвидации НБП и направил дело на новое рассмотрение.

"Победила Генеральная прокуратура, победили те силы, которые пытаются нас уничтожить и юридически, и физически, - вся эта банда юристов и шпаны с бейсбольными битами", - эмоционально реагирует Лимонов на вердикт. Он поясняет, что сегодня суд не озвучил никаких новых аргументов в пользу прекращения деятельности партии: "Они просто подтвердили решение Московского областного суда. А решение Мособлсуда вынесено исключительно по формальным признакам. Нам вменяют в вину то, что мы не сдавали вовремя отчеты о деятельности организации, что мы не сменили ряд положений устава, в том числе якобы не сменили название партии,… хотя мы это делали четыре раза, но всякий раз управление юстиции по Московской области нам отказывало в этом".

По мнению партийного лидера, при помощи формальных юридических средств выполнен политический заказ власти на ликвидацию неугодного и не подконтрольного ей движения. "Руками закона совершено беззаконие, - говорит политик. - Когда пожар тушить прибегает Генеральная прокуратура, то какая там еще может быть подоплека (кроме политической - РС)?"

Национал-большевистская партии намерена продолжить борьбу за свое существование. Как говорит Эдуард Лимонов, он готов отстаивать НБП в Европейском суде. А до завершения рассмотрения своего дела в Страсбурге его единомышленники продолжат работу в тех легальных формах, которые оставляет им российское законодательство даже сейчас. Судом ликвидирована Межрегиональная общественная организация НБП. Но в ноябре прошлого года, поясняет Лимонов, прошел съезд формально совсем другой политической структуры под названием "Национал-большевистская партия Российской Федерации", в рамках которой его соратники намерены действовать впредь. Сейчас документы НБПРФ к готовятся к регистрации. "Мы сделаем все возможное для того, чтобы была эта организация зарегистрирована", - говорит политик. Лимонов допускает, что вслед за нацболами запрету могут подвергнуться другие организации, не угодные властям: "Это не исключено. Но наш случай наиболее вопиющий, мы самые упорные и как бы самые буйные, поэтому с нами ушло практически около трех лет на все юридические перипетии, дождались они сегодняшнего дня".

Нацболы идут в Страсбург и продолжают жизнь под чуть измененной старой маркой. Делать заявления о продолжении эпатажных акций протеста, которыми прежде всего запомнилась теперь уже окончательно закрытая партия, ее лидер остерегается. "Станет ли им (властям - РС) легче, я как-то не уверен. Идеи Национал-большевистской партии будут продолжены", - говорит Эдуард Лимонов.

Руководители организаций, действующих на том же протестном поле, оценивают перспективы НБП после сегодняшнего решения оптимистично. Лидер молодежного движения партии "Яблоко" Илья Яшин считает, что запретить нацболов уже невозможно, а решение Верховного суда только привлечет в ряды лимоновцев новых людей. "Эта партия может существовать как политический субъект только в условиях прессинга со стороны власти, - говорит он. - Чем сильнее этот прессинг, тем сильнее становится НБП. Запретить НБП невозможно, потому что нельзя запретить партизанский отряд. Это решение так и останется на бумаге. Нацболы все равно будут заниматься тем, чем они занимаются обычно. Скорее всего, этот запрет только привлечет в НБП новых сторонников.

Представитель леворадикальной организации "Авангард красной молодежи" Сергей Удальцов даже завидует нацболам, за чьей деятельностью пристально следят и власти и средства массовой информации. "Мы, может быть, и (сами) не отказались бы от такого внимания, от этих судебных процессов, но мы просто не имеем никакой регистрации ни в каком качестве, действуем независимо от государственных органов, благо пока еще наше законодательство позволяет еще действовать без регистрации. Нам такие процедуры не грозят. Но если дойдет до того, что будут запрещать существование оппозиционных организаций, бояться нам нечего. Мы четко излагаем свои позиции, они находят поддержку в обществе".

Руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин также считает, что запрет НБП только сделает ее более привлекательной. "Молодым людям интересно играть в конспирацию. Запретив НБП, государство тем самым поставило ей знак качества".

Участники протестного рынка и эксперты Радио Свобода сходятся в том, что партия Лимонова не представляет никакой угрозы для общества, не является экстремистской силой, и имеет хорошие политические перспективы, отражая устойчивые настроения определенной части электората.

XS
SM
MD
LG