Ссылки для упрощенного доступа

"Узбекистан подталкивает журналистов к работе в подполье": ташкентское бюро Радио Свобода закрыто по решению властей


Андрей Шароградский

Министерство иностранных дел Узбекистана обвинило Радио Свобода/Радио Свободная Европа в нарушении узбекского законодательства и объявило об отказе в продлении аккредитации Ташкентского бюро нашего радио. Формальным поводом для этих обвинений стало привлечение к работе узбекской и другими службами Радио Свобода внештатных корреспондентов, не имевших аккредитации министерства. Эксперты полагают, что на самом деле узбекские власти недовольны тем, как радиостанция освещает происходящее в этой стране.

В пресс-релизе узбекского МИД говорится, что работа так называемых "стрингеров" является "грубым нарушением законодательства Узбекистана". Ташкентскому бюро отказано в продлении аккредитации, а у четырех работающих в Узбекистане корреспондентов узбекской, туркменской, таджикской и казахской служб РС аккредитация была аннулирована немедленно.

Исполняющий обязанности президента РС/РСЕ Джефф Тримбл назвал акцию официального Ташкента "необоснованной" и "наносящей дополнительный ущерб и без того печальному положению дел в области свободы слова в Узбекистане".

"Это еще один шаг в наступлении президента Ислама Каримова на основные права узбекского народа. Это новое препятствие не помешает РC/РCE предоставлять узбекскому и другим народам Центральной Азии, а также всем, кто нас слушает, аккуратную и объективную информацию о событиях в Узбекистане", - отметил Джефф Тримбл. Решение узбекских властей о фактическом закрытии ташкентского бюро Радио Свобода осудил и глава американского Совета управляющих по вопросам вещания Кеннет Томлинсон.

Директор узбекской службы Радио Свобода Соджида Джахфарова предвидела подобное развитие событий: сигналы о том, что правительство Узбекистана может закрыть ташкентское бюро РС/РСЕ, ей поступали из разных источников.

Аккредитация Ташкентского бюро РС окончательно истекла еще 4 августа. По действующим в стране правилам, разрешение на работу представительства зарубежного СМИ должно обновляться каждый год.

Как рассказывает г-жа Джахфарова, она подала заявление о продлении аккредитации бюро еще четыре месяца назад. По закону власти должны были ответить в течение месяца, но ответа все никак не поступало.

"Мы слышали, что это связано с андижанскими судами. Но суды тоже закончились. Мы не получили никакой информации. Каждый раз, когда мы звонили в министерство иностранных дел, нас успокаивали: вам нечего волноваться, вам все равно дадут (аккредитацию). Но мы ожидали, что узбекские власти предпримут шаги по закрытию нашего офиса".

Не меньше, чем сам факт фактического закрытия бюро, директора Джахфарову беспокоит содержащееся в сообщении МИД Узбекистана утверждение, что РС/РСЕ грубо нарушили законы страны, используя узбекских граждан без аккредитации: "Это обвинение своего рода". Как поясняет наша собеседница, согласно узбекским законам каждый человек имеет право собирать и распространять информацию. Специального разрешения на это не требуется. Аккредитация нужна для посещения мероприятий, имеющих статус официальных и организуемых властями.

Директор узбекской службы Радио Свобода Соджид Джахфарова говорит, что это правило соблюдалось точно. Да и нарушить его затруднительно – в здания, где проводятся официальные мероприятия, без специального разрешения не войти.

Аккредитации лишены также корреспонденты туркменской, таджикской и казахской служб РС/РСЕ.

Директор Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов полагает, что решение официального Ташкента выражает его недовольство освещением как самих событий в Андижане, так и последующих судебных процессов над теми, кого власти обвинили в попытках вооруженного захвата власти в мае нынешнего года.

По его словам, Ташкент уже не в первый раз демонстрирует таким образом свое отношение к журналистам, прежде всего иностранным. Около 10 лет назад многие бюро западных средств массовой информации вынуждены были переехать из Ташкента в Алма-Ату.

"Сейчас Узбекистан подталкивает, по всей видимости, журналистов к подпольной работе, как это было всегда в советское время во взаимоотношениях между Радио Свобода и людьми, которые передавали информацию, - говорит эксперт. – Теперь это, по всей видимости, будет превращаться в передачи диссидентской информации, по большей части анонимной, потому что власти Узбекистана продолжают преследовать журналистов, да и не только журналистов. Мы знаем о многих случаях, когда людей преследовали только за то, что они дали интервью Радио Свобода или другим зарубежным радиостанциям".

Директор Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов считает, что от принятого узбекскими властями решения пострадают и сами власти, которые будут лишены дополнительного канала распространения официального взгляда на происходящие в стране события.

XS
SM
MD
LG