Ссылки для упрощенного доступа

В Совете Федерации ожидается новый доклад комиссии по Беслану


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Олег Кусов.

Никита Татарский: Сегодня в Совете Федерации парламентская комиссия по расследованию теракта в Беслане представит сенаторам свой доклад по итогам работы за последние полгода. Глава комиссии Александр Торшин предупредил журналистов, что сенсаций в докладе не будет, но пообещал неожиданности.

Работу комиссии в интервью Радио Свобода прокомментировал Алексей Шведов, журналист издания "Таймс", свидетель бесланских событий, посвятивший их анализу многие из своих статей. С ним беседовал наш корреспондент Олег Кусов.

Алексей Шведов: То, что остается в памяти у очевидцев, те вопросы, которые возникали у людей, которые видели происходящее своими глазами, как видел его я, и те вопросы, которые ставят комиссия Кесаева и федеральная комиссия - это совсем разные вещи. Вопросы, которые продолжают задавать жители Беслана и себе, и в суде над Нурпаши Кулаевым, и комиссии, это просто житейские вопросы. Этот вопрос в сущности один: как это могло случиться. Как могло случиться, что погибли дети, и длинный-длинный список вопросов по поводу того бардака, который мы все видели своими глазами. Это слово употребляют все абсолютно. Это слово, которое мы слышали в штабе от военных, от спецназа и так далее. Это в данном случае единственно применимое слово, потому что то, что творилось вокруг школы, по-другому, кроме как бардак, назвать было невозможно. Это цитата в данном случае.

А комиссии как бы раскладывают бесланскую трагедию на составные эпизоды, пытаются дать им правовую оценку и, в общем, все получается как-то более-менее в рамках права. Но ответы на главные вопросы, а именно: вопрос первый - спустя год прокурор Устинов признал, что была информация о масштабном теракте. Я об этом узнал спустя несколько дней после бесланских событий. Это не означает, что власти как-то не восприняли этот сигнал. Часть силовых структур восприняла, "Альфа", "Вымпел", "Русь" были приведены в состояние боевой готовности и мгновенно приняли, а все остальные нет.

Почему не было готово МВД? Почему не было готово МЧС? Почему не было готово политическое руководство Северной Осетии? Почему не было готово руководство России? Что происходило в Москве? На официальном сайте президента России на первое число просто нет вообще никакой информации, чем он занимался в этот день. Вот эти очень простые вопросы: почему детей, раненых и убитых, почему их эвакуировали на руках, почему их эвакуировали на частных машинах. Это в Северной Осетии, которая является огромной военной базой и, в сущности, чеченская группировка войск находится в Северной Осетии. Это десятки, а может быть сотни вертолетов, это военно-полевые госпитали. И было время это все развернуть, было время все это организовать. Почему совсем не работал тот государственный механизм, который обязан именно в подобных случаях действовать быстро, оперативно, четко, надежно?

XS
SM
MD
LG