Ссылки для упрощенного доступа

Международные правозащитники продолжают критиковать новый российский законопроект о неправительственных организациях


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Аллан Давыдов и Марьяна Торочешникова.

Кирилл Кобрин: Международные правозащитники продолжают критиковать новый российский законопроект о неправительственных организациях, одобренный вчера Советом Федерации. Организация "Хьюмэн райтс уотч" назвала законопроект "беспрецедентной атакой на правозащитников" и призвала западных лидеров обсудить проблему в рамках "большой восьмерки".

Рассказывает наш корреспондент в Вашингтоне Аллан Давыдов.

Аллан Давыдов: Международная независимая правозащитная организация "Хьюмэн райтс уотч" со штаб-квартирой в Нью-Йорке сегодня выступила с заявлением по поводу ожидаемого подписания президентом России Владимиром Путиным законопроекта, ужесточающего контроль за деятельностью общественных и неправительственных организаций в стране. В заявлении говорится, что внесенные им поправки существенно не изменили ожидаемое от этого спорного документа крайне отрицательное воздействие на российские правозащитные организации и все еще могут привести к закрытию филиалов иностранных правозащитных групп. Как сообщает "Хьюмэн райтс уотч", она настаивает на том, чтобы лидеры "большой восьмерки", в которой Россия начнет председательствовать с 1 января 2006 года, поставили упомянутый законопроект в центр внимания на предстоящих саммитах и других встречах.

Холли Картнер, исполнительный директор "Хьюмэн райтс уотч" по Европе и Центральной Азии, называет российский законопроект об НПО беспрецедентным покушением на деятельность правозащитных групп, который неминуемо подорвет права всех россиян. "Российские правительственные чиновники наделяются правом беспрецедентного уровня решать по своему усмотрению, какие проекты НПО или даже части этих проектов соответствуют российским национальным интересам", - говорится в заявлении международной правозащитной организации.

Вчера в авторитетной американской газете "Нью-Йорк Таймс" была помещена редакционная статья, посвященная изменению российского законодательства об НПО. Газета признает, что утвержденный российскими парламентариями вариант законопроекта лучше первоначального, ибо под давлением Запада Путин снял положение о регистрации иностранных организаций как сугубо российских групп. Но им все же придется периодически доказывать, что их деятельность не противоречит российским национальным и общественным интересам, а также безопасности России. "Нью-Йорк Таймс" считает, что этого будет достаточно для того, чтобы все неофициальные группы оставались постоянно уязвимыми перед прихотями Кремля.

Что касается американских официальных представителей, то они предпочитают не давать жестких формальных комментариев по поводу российского законопроекта об НПО. На последнем брифинге в Государственном департаменте США пресс-секретарь Госдепа Шон Маккормак сказал, что законопроект нуждается в изучении.

Шон Маккормак: Мы беседовали с российскими представителями об этом законопроекте и выражали им свою озабоченность. Мне известно, что прошел ряд поправок, предложенных президентом Путиным, и мы собираемся поближе ознакомиться с законопроектом. Как только мы окончательно проанализируем его, мы вернемся к этому разговору. Я бы воздержался от окончательных суждений до тех пор, пока мы глубоко не проанализируем документ.

Аллан Давыдов: В своем декабрьском интервью радиостанции "Эхо Москвы" заместитель государственного секретаря Соединенных Штатов Николас Бернс на вопрос о том, будет ли принятие законопроекта об НПО в России увязываться американской администрацией с вступлением России во Всемирную Торговую организацию, ответил так: "Мы уважаем право российского правительства и Думы, их суверенное право принимать законы. И поэтому мы не будем выступать с какими-то угрозами, говорить о каких-то негативных последствиях. У нас хорошие отношения с Россией, мы хотим сохранить их такими и надеемся, что эти дебаты будут конструктивными".

Кирилл Кобрин: О том, насколько оправданно возмущение международных правозащитников, наш корреспондент Марьяна Торочешникова попросила рассказать одного из членов экспертного совета, проверявшего законопроект, который вызвал такое недовольство, адвоката Игоря Пастухова.

Марьяна Торочешникова: Действительно ли последствия принятия этого закона можно называть катастрофическими для защиты прав человека в России?

Игорь Пастухов: Проблема в том, что он содержит часто очень, во-первых, размытые формулировки, позволяющие преследовать организации, и во-вторых, будет наказание организаций за непредоставление информации о получении иностранных денег сразу с разрешением обращаться в суд о ликвидации такой организации.

Марьяна Торочешникова: Игорь Николаевич, а вы можете привести примеры вот таких неточных формулировок?

Игорь Пастухов: Самый яркий, пожалуй, - касающийся регистрации иностранных представительств. Пример - применение в законе формулировок, которые не имеют законного определения, соответственно, могут чиновниками, которые его будут применять, восприниматься даже непонятно до какой степени широко: "Если цели и задачи филиала создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальному единству и самобытности, культурному наследию и национальным интересам России". Причем фраза взята из Декларации ООН о борьбе с интервенцией и вмешательством во внутренние дела государства. Фраза может быть на политическом уровне безусловно верной, но включать ее в национальное законодательство, позволяя чиновнику определять, национальной самобытности противоречат уставные задачи организации или нет, - по нашему мнению, это абсолютно недопустимо, это нарушение одного из главных принципов законности. Закон должен быть определенный, неопределенный закон влечет трудности в правоприменении и возможность злоупотребления законом, возможность самоуправства со стороны чиновников.

Соответственно, на организацию возлагается обязанность подготовки массы документов, отчетов, она должна в Федеральную регистрационную службу передавать отчетность о достижении своих уставных задач, об использовании финансовых средств. И то, как они при использовании работают на достижение этих задач, отдельно - расходование средств, полученных из-за рубежа. А те, кто дает средства, должны сообщить в регистрационную службу, на какие программы они дают эти средства. Вопрос во вмешательстве государства в автономию некоммерческих организаций. Причем в заключении президента речь шла о том, что необходимо предотвратить финансирование незаконной политической деятельности из-за рубежа, поскольку это подрывает государственные основы нашей страны. Задача-то правильная, но в действительности - то, как закон ее реализовал, - получается, что для того, чтобы поймать нескольких злоупотребляющих, мы устанавливаем очень сложную систему отчетности и надзора за всеми организациями, которых у нас, по крайней мере, больше 400 тысяч. И чтобы поймать одну "нечистую овцу", что называется, все стадо погонят дальней дорогой.

При этом опять же наши претензии к тексту закона - он не формулирует, что же такое, собственно, не нормальная политическая деятельность. В таком массивном потоке выловить признаки, не очень четкие того, чего они, собственно, ищут, у них фактической возможности не будет. Самое интересно, что даже если их найти, закон ничего не говорит о том, что с ними надо делать. Единственный запрет, который в законе появился, говорит о том, что регистрационная служба может запретить представительству иностранного лица расходовать деньги на финансирование российских юридических лиц.

XS
SM
MD
LG