Ссылки для упрощенного доступа

Мусульманские организации России выражают обеспокоенность по поводу участившихся обвинений в приверженности к терроризму


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.

Дмитрий Морозов: Мусульманские организации в России выражают обеспокоенность по поводу участившихся обвинений представителей этой религии в приверженности к терроризму и экстремизму. Мусульманская правозащитная организация "ХАК" провела в редакции газеты "Известия" заседание круглого стола. Участники встречи говорили, что мусульмане больше других верующих в России страдают от террористов и экстремистов. Рассказывает наш корреспондент Олег Кусов.

Олег Кусов: Тень терроризма и экстремизма в результате участившихся терактов на территории России пала на представителей мусульманской религии. Озабоченность по этому поводу высказали активисты мусульманской правозащитной организации "Хак". На заседании "круглого стола" в редакции газеты "Известия" декларацию общественной организации зачитал народный артист России, певец Ринат Ибрагимов.

Ринат Ибрагимов: Во имя единственного Бога, милостивого и милосердного. Мы, члены и сторонники общественной организации "Хак" ("Справедливость"), подтверждаем нашу решимость выступить за единую, неделимую, процветающую, многонациональную Россию, в которой будут полностью защищены права всех граждан, независимо от социального положения, национальности и вероисповедания. Отвергая использование религии террористическими и экстремистскими движения и группами в качестве предлога для достижения своих целей, обязуюсь совместно работать во имя мира и согласия Российской Федерации.

Терроризм и экстремизм не имеют ничего общего с великой исламской цивилизацией. Особую активность должны проявить члены 1700 мусульманских организаций России, так как терроризм направлен в первую очередь против мусульман.

Олег Кусов: Инициативы правозащитной организации "Хак" поддерживают представители официального духовенства. Говорит руководитель организации Камилжан Каландаров.

Камилжан Каландаров: Духовенство будет играть главную роль в нашей борьбе против экстремизма и терроризма. Я за тесный союз со всеми духовными управления, со всеми организациями другими. Главная цель наша - бороться. Нам с ними делить нечего. Наши проекты сегодня, слава Аллаху, поддержаны объединенным советом Духовного управления мусульман России по противодействию экстремизма и терроризма.

Олег Кусов: Существуют силы, которые пытаются столкнуть национальные и религиозные силы в России. Так считает член Высшего совета общественной организации "Хак", президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.

Сергей Комков: Активно начинают муссировать тему исламского фундаментализма, то начинают активно муссировать тему сионизма, то возникают еще какие-то проблемы, связанные с различными противостояниями религиозными и национальными. Все это, видимо, имеет одну четко поставленную задачу - столкнуть между собой регионы, столкнуть между собой отдельные национальные группы, столкнуть между собой религиозные организации российские.

Олег Кусов: Сергей Комков считает, что в России необходимо учитывать интересы всех народов и религий.

Сергей Комков: Я сторонник жесткой вертикали власти. Поэтому я считаю, что те инициативы, которые сегодня власть наша проводит на укрепление вертикали власти, они вполне реальны и своевременны. Но очень важно, чтобы, укрепляя центральную вертикаль власти, были соблюдены интересы всех национальных групп, всех национальностей, всех религиозных организаций, чтобы не произошло перекосов в какую-либо сторону, иначе это может привести к трагедии.

Олег Кусов: В декларации общественной организации "Хак" подчеркивается пагубная для российских мусульман роль отдельных внутриисламских сект. По мнению авторов декларации, эти секты поддерживают отдельные западные спецслужбы.

На Северном Кавказе внутриисламскими сектантами, как отмечают эксперты, чаще всего называют представителей радикального ислама. При этом власти считают, что почти все они имеют тесную связь с вооруженными группировками на территории Чечни. Но при этом власти не задумываются о причинах появления радикального ислама на Северном Кавказе. Говорит один из лидеров общефедерального общественного движения «Российское исламское наследие» Шамиль Бено.

Шамиль Бено: Ни одна спецслужба ничего не может подпитывать, если нет объективной базы для этого. В данном контексте, социальная, экономическая проблематика, политическая проблематика Северного Кавказа вызвала к жизни радикализм. Естественно, свято место пусто не бывает. Если есть проблемы, найдутся люди, которые заинтересованы в эксплуатации этих проблем в своих интересах. Но природа северокавказского радикализма, религиозного, прежде всего, проистекает от местной ситуации. Основы причины лежат, которые зародились и развились, непосредственно на почве Северного Кавказа.

Олег Кусов: По мнению Шамиля Бено, власти пытаются бороться с исламским радикализмом исключительно силовым способом.

Шамиль Бено: Силовое давление оказывается на общество Северокавказского региона. На мой взгляд, это не решение проблемы. Один из профессоров МГИМО приводил очень хороший пример по этому поводу. Николай Первый, когда создавал трибунал для осуждения декабристов, призвал трибунал к тому, чтобы они не судили невиновных. Звучало это приблизительно так, что нам лучше не осудить десять виновных, чем осудить одного невиновного. На Северном Кавказе сегодня сплошь и рядом чрезмерное рвение силовых структур приводит к тому, что из 100 процентов людей, которые берутся, не менее чем 80-90 процентов, по нашим оценкам, являются люди, с которыми было бы просто достаточно одной беседы. Сама машина насилия как бы генерирует радикализм на Северном Кавказе.

Поэтому мы считаем, что основной упор надо сделать на программах развития, на программах информирования и на программах создания альтернативных возможностей для молодежи.

Олег Кусов: Так считает Шамиль Бено, один из лидеров общефедерального общественного движения «Российское исламское наследие». Эта организация выступает за разъяснение россиянам положений ислама и за защиту социальных прав молодежи на Северном Кавказе.

XS
SM
MD
LG