Ссылки для упрощенного доступа

Фред Кавли. Золушка, которая хотела стать Феей


Будет еще одна научная премия в миллион долларов?

Специально для сайта

Владимир Губайловский

Фред Кавли американский миллионер, родившийся в Норвегии и приехавший в Калифорнию в 1955 году, за своей американской мечтой, объявил о создании новой международной премии за «прорыв» в науке. Премия будет присуждаться за достижения в астрофизике, нанотехнологиях и исследованиях головного мозга (neuroscience) и состоит из медали, свитка и вознаграждения в 1 миллион долларов.

Кавли – человек состоятельный. В 2000 году он продал свою компанию по производству сенсорных датчиков за 340 миллионов долларов, и решил подумать о душе, то бишь, о пользе для всего человечества. В 2000 году Кавли основал фонд Kavli Foundation для поддержки фундаментальной науки. Фред Кавли по образованию физик, и, видимо, прикосновение к действительно глубоким проблемам произвело на него в юности такое впечатление, что он решил посодействовать таким же, как он когда-то был - талантливым и молодым. Пусть они останутся в науке, а не уходят в бизнес, чтобы потом всю оставшуюся жизнь с болью в сердце перелистывать «Science» и «Nature», и думать: «И я бы мог».

Объявить о создании новой премии – не сложно, но то, что журналисты кинулись писать о Фреде Кавли значит: наживка проглочена. Значит, рекламная компания началась правильно. Кавли стал персоной дня на множестве сайтов, на радио , и в офлайновых изданиях. Membrana.ru посвятила деятельности Кавли-бизнесмена и мецената статью, в которой выясняет, что сенсорные датчики, которыми всю жизнь занимался Кавли, и на которых он заработал свое состояние – вещь крайне полезная. Но не этого хотела душа.

Премий за выдающиеся достижения в науке, включающих вознаграждение в 1 миллион, правда, не долларов, а евро, по крайней мере, еще две, не считая Нобелевской . И эти премии уже вручают, а не только о них говорят.

Декартовская премия вручается европейским научным коллективам с 2000 года, и уже вручено 5 премий по 1 миллиону евро. Причем в 2004 году к премии за научные достижения добавилась еще и премия за популяризаторскую деятельность. Она поменьше – 250 тысяч евро. Премию учредила Еврокомиссия в рамках программы «Наука и общество». Но если о Нобелевской премии слышали, вероятно, все (и зовут ее запанибратски «нобелевкой»), то о декартовской знают немногие.

Есть и еще одна премия - Millennium Technology Prize . Она пока вручалась только один раз. Ее получил в 2004 году из рук президента Финляндии Тарьи Халонен (Tarja Halonen) за выдающиеся заслуги в развитии технологий – собственно за изобретение Интернета – человек-легенда Тим Бернес-Ли. Премия тоже 1 миллион евро. Правда она будет вручаться раз в два года – сейчас идет номинирование на премию 2006 года, и оно продлится до 31 октября 2005.

Вообще-то, прежде чем поднимать шум на весь мир, нужно бы добиться хотя бы тех скромных результатов, которых добились эти юные премии. Но Кавли решил использовать в качестве точки опоры в своей рекламной кампании единственную премию, которую знают все – Нобелевскую. И здесь ему помогло его норвежское происхождение. Согласно завещанию Альфреда Нобеля одну из пяти премий – премию мира, вручает комитет из 5 человек, избираемый как раз норвежским парламентом. Сейчас к пяти нобелевским премиям обычно добавляют и шестую: премию памяти Нобеля – по экономике. Она вручается не с 1901 года, а только с 1969. Так что прецедент расширения нобелевского списка уже создан. Почему не продолжить? И почему бы не использовать Норвегию для продвижения собственной премии? Аналогия должна сработать. Кавли привлек к сотрудничеству Норвежскую Академию Наук, Министерство Образование и Науки Норвегии, и даже пригласил короля устроить презентацию премии Кавли. Все это правильные рекламные ходы. И они уже работают.

Нужны ли премии науке? Не отдельным ученым, которым они, конечно, нужны, поскольку это ведь очень приятно попасть в центр внимания мирового сообщества, да и миллион лишним не бывает. А это самое мировое сообщество вспоминает о науке, кажется, только тогда, когда слышит, что кому-то этот миллион вручили.

Декартовская премия присуждается международному коллективу ученых, работающих над одним проектом. Это совершенно справедливо, поскольку сегодня в науке открытия в одиночку не делаются практически никогда. Отделить одну грань от кубика и наградить только за нее, конечно, можно, но ни о каком справедливом выборе в этом случае речь не идет. Но коллектив неинтересен публике. А где же главный герой? Где супермен или супермозг? И отсутствие центра, вокруг которого закрутится премиальный сюжет, лишает премию интриги, а значит и внимания журналистов. А сама-то наука интересует очень мало кого. Она сложна и страшно далека от народа.

Когда Фреда Кавли спросили почему он выбрал именно астрофизику, нанотехнологии и науки о мозге он ответил: «Я выбрал самое большое, самое малое и наиболее сложное». Это говорит только о том, что выбор был практически произвольным. И можно только с грустью констатировать: математика опять не вошла.

XS
SM
MD
LG