Ссылки для упрощенного доступа

Опасность птичьего гриппа – мнение вирусолога


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие доктор медицинских наук Даниил Голубев.

Андрей Шарый: Министры иностранных дел стран Европейского союза обсуждали сегодня в Люксембурге меры по предотвращению эпидемии птичьего гриппа. Опасность, судя по всему, нарастает. Вчера Греция сообщила, что на ее территории зафиксированы первые случаи заболевания. Ранее вирус птичьего гриппа был найден в Румынии и Турции. Результаты анализов показали, что в Румынии речь идет о штамме вируса птичьего гриппа, опасном для человека.

На линии прямого эфира наш медицинский эксперт, специалист по вирусологии, доктор медицинских наук Даниил Голубев. Профессор, скажите, пожалуйста, как опасное для птицы заболевание превратится в опасное для человека заболевание?

Даниил Голубев: Хочу подчеркнуть, заболевание птиц сегодня смертельно опасно для тех отдельных людей, которые вступят в непосредственный контакт с птицами в силу тех или иных обстоятельств или с их экскрементами, и могут заразиться. Статистика ужасная: из 100 с лишним человек, заболевших птичьим гриппом, больше 60 умерло. Это невероятный уровень летальности! Но отсюда не следует, что этот птичий грипп станет возбудителем пандемии человека. Это предположение, его нельзя исключить, но его нельзя пропагандировать как насущную опасность.

Андрей Шарый: Скажите, профессор, есть какие-то вещи, которые нам всем сейчас нельзя делать, чтобы не заболеть птичьим гриппом? Можно есть куриное мясо обычное или нет?

Даниил Голубев: Есть куриное мясо можно, как и раньше, разве что более тщательно обрабатывая его термическим образом. Просто для успокоения. А контакт с птицами во всех видах должен быть ограничен до предела. Если речь идет о работниках птицеферм, птицехозяйств, зоопарков, то должны быть приняты меры противоэпидемической защиты во всех проявлениях. Что касается обычных людей, то они должны избегать контакта с живой птицей, насколько это возможно, и с ее экскрементами во всех условиях. И это, пожалуй, все.

Андрей Шарый: Профессор, я смотрел много выпусков новостей, и там специалисты говорят о каких-то мутирующих хромосомах и генах. Как-то они так мутируют, что потом превращаются, видимо, в другие хромосомы и гены, которые становятся опасными для человека. Есть какое-то популярное и понятное для неспециалиста объяснение того, откуда исходит все-таки эта опасность и что там происходит, с этой болезнью?

Даниил Голубев: Дело в том, что те пандемии, которые известны, - а в научном плане известна пандемия сингапурская 1957 года и гонконгская 1968 года - они возникали внезапно. То есть 5 июля 1957 года был первый случай выявления в Сингапуре вируса с новой антигенной структурой - и немедленно началось заболевание. То же самое по всему миру, по сути дела, по регионам. И то же самое в 1968 году. Представить себе, что вирус 2,5, почти 3 года циркулирует среди птиц, заражая отдельных людей, и при этом наращивает темп мутаций, - это, извините меня, лысенковщина. Так генетические процессы не делаются. И я лично не убежден в возможности превращения такого вируса в пандемический вирус человека, это предположение, не более того.

Андрей Шарый: Скажите, пожалуйста, а почему тогда так перепугались все политики, что обсуждается серьезная система мер безопасности, запрещен ввоз птичьего мяса и живой птицы из Румынии и Турции. Здесь есть чисто медицинские вещи, по которым это делается?

Даниил Голубев: Безусловно, Андрей, тот факт, что из 100 с лишним заболевших более 60 умерло, очень тревожит. И перспектива перерастания такого заболевания в человеческую эпидемию, пандемию, конечно, очень грозна. Поэтому все мероприятия, которые делаются по этому поводу, оправданны. Кроме одного - не надо сеять панику. А вот выражения многих государственных деятелей высокого уровня о том, что пандемия неизбежна, только неизвестно, когда она начнется, бездоказательны и необоснованны.

Андрей Шарый: Благодарю вас, профессор.

XS
SM
MD
LG