Ссылки для упрощенного доступа

Саакашвили намерен предложить парламенту утвердить кандидатуру бывшего министра финансов Зураба Ногаидели на пост премьер-министра Грузии


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Георгий Кобаладзе, Олег Кусов и Андрей Шарый.

Андрей Шароградский: Минувшей ночью стало известно, что президент Грузии Михаил Саакашвили намерен предложить парламенту страны утвердить кандидатуру бывшего министра финансов Зураба Ногаидели на пост премьер-министра Грузии. Зураб Ногаидели считается учеником и ближайшим соратником ныне покойного премьера Зураба Жвания. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Тбилиси Георгий Кобаладзе.

Георгий Кобаладзе: В ночь на среду после долгих консультаций между президентом и лидерами парламентского большинства, пресс-секретарь главы государства подтвердил, что по решению Михаила Саакашвили новым премьер-министром Грузии станет министр финансов в правительстве Зураба Жвания Зураб Ногаидели. Лидеры парламентского большинства уже поддержали его кандидатуру, то есть нет никаких сомнений, что новое правительство будет утверждено уже в четверг на первом же заседании весенней сессии парламента. Министром финансов, скорее всего, станет посол Грузии в России Валерий Чечелашвили.

Назначение Зураба Ногаидели - событие знаковое, поскольку он был не только другом и ближайшим соратником, но, можно сказать, правой рукой покойного Зураба Жвания. Тем самым, по мнению наблюдателей, президент подтверждает неизменность правительственного курса на приватизацию и проведение рыночных реформ.

Андрей Шароградский: Российское информационное агентство РИА «Новости» цитирует председателя парламента Грузии Нино Бурджанадзе, которая сказала, что выдвижение кандидатуры Зураба Ногаидели на пост премьер-министра стало для нее "определенной неожиданностью". По словам спикера грузинского парламента, в ходе ее встреч с президентом Саакашвили обсуждалась другая кандидатура. Однако Бурджанадзе отказалась назвать кто именно. Жесткая и прямолинейная позиция Ногидели, которую он занимал на посту министра финансов, тогда были к месту, но это может помешать ему в работе на посту премьера, считает глава парламента Грузии.

Член Комитета Государственной Думы России по международным делам Алексей Островский полагает, что выдвинутый президентом Саакашвили на пост премьер-министра Зураб Ногаидели не является самостоятельной политической фигурой. С господином Островским беседовал наш корреспондент Олег Кусов.

Олег Кусов: Член думского Комитета по международным делам Алексей Островский считает, что Зураб Жвания был сторонником уравновешенных отношений с официальной Москвой. При этом он отстаивал свою точку зрения в дискуссиях с другими руководителями Грузии. Зураб Ногаидели не из тез политиков, кто сможет придерживаться самостоятельной линии поведения, считает Алексей Островский.

Алексей Островский: Что касается новых преемников, неважно от кого они будут - от клана Саакашвили, или от клана Жвания, - если рассматривать потенциального кандидата нынешнего министра финансов, который относится больше к клану Жвании, то он будет вынужден выполнять уже волю Саакашвили, потому что у него не будет своего руководителя. С уходом Жвании никто уже политику определять не будет. Думаю, что Саакашвили возможно его и ставит для того, чтобы смягчить несколько ситуацию, вызванную смертью Жвании, чтобы показать, что ставится человек из окружения Жвании, но на самом деле никакой роли не играет. Со смертью Жвания эпоха эта уже закончилась.

Саакашвили даже выгодно поставить премьером малоизвестного на Западе и в России человека, который не занимал бы такой активной позиции, не был бы столь весомой фигурой. Это будет чисто технический премьер, который будет выполнять указания Саакашвили. Ничего для России хорошего нет.

Россия могла еще при жизни Жвании играть на противоречиях между Саакашвили и Жвания, выстраивать свои отношения с тем или с другим, лучше было бы выстраивать со Жванией, что Москва и старались сделать. Сейчас такой игры уже не получится. Россия все больше и больше теряет Грузию. Смерть Жвания - очередной шаг к потере.

Олег Кусов: Зураба Ногаидели российские политики знают недостаточно. Но, несмотря на это, мало кто из них считает его равнозначной заменой Зурабу Жвания.

Андрей Шароградский: Между тем, вопросов об обоснованности официальной версии смерти Зураба Жвания становится не меньше, а больше. В Тбилиси раздаются требования о формировании общественной комиссии, которая контролировала бы ход следствия. Известный грузинский журналист, корреспондент агентства "Франс-Пресс" в Тбилиси Нико Топурия, с которым беседовал мой коллега Андрей Шарый, считает, что версия гибели премьер-министра может быть пересмотрена.

Нико Топурия: Вы знаете, я как раз пользуюсь именно таким обогревателем. Не почувствовать угарный газ просто невозможно и даже просто утечку газа. Я могу сказать точно, что это просто невозможно, тем более умереть одновременно двум людям разного возраста, разного веса. Та версия, о которой заявляют следственные органы, она не правдоподобна.

Андрей Шарый: Что говорят в Тбилиси, Нико? Какие из тех альтернативных версий, которые выдвигаются, наиболее соответствуют действительности?

Нико Топурия: Как бы главная версия, о которой говорят и в прессе, и на улице, в политических кругах, конечно, убийство. Многие говорят о российском следе, говорят (и даже больше) о грузинском следе, поскольку Жвания курировал экономический блок. Его команда, его люди занимали посты во всех экономических структурах сегодня в Грузии. Сейчас в Грузии идет серьезная реформа, серьезный передел в бизнесе, конечно же, самая такая распространенная версия, если предполагать, что Жвания был убит.

Андрей Шарый: Команда Жвания составляла серьезную конкуренцию команде Михаила Саакашвили?

Нико Топурия: О конкуренции говорить сложно. Это скорее на уровне сплетен муссировалось, поскольку официально и Саакашвили, и Жвания, и люди из команды того и другого, что это одна команда. Все разговоры, что был раскол между Жвания и Саакашвили это все больше в прошлом.

Андрей Шарый: Вам прекрасно известны нравы грузинской политической элиты и уровень профессионализма грузинских правоохранительных органов. Возможно ли, что официальная версия следствия будет изменена или нет?

Нико Топурия: Конечно же, возможно. Сейчас идет следствие. Неправительственные организации настаивают на том, чтобы была создана общественная комиссия, то есть, чтобы контролировать следствие. В сегодняшней Грузии я не думаю, что удастся как-то скрыть результаты следствия, поэтому, мне кажется, что в будущем возможно, что будет объявлена и другая версия.

XS
SM
MD
LG