Ссылки для упрощенного доступа

В России вступает в силу новый Жилищный кодекс


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Любовь Чижова и Игорь Телин.

Александр Гостев: Сегодня в России вступает в силу новый Жилищный кодекс. Его основные пункты: бесплатное жилье теперь будут получать только малоимущие граждане, а тех, кто не платит за коммунальные услуги более 6 месяцев, могут выселить из квартиры по решению суда. Разработчики Кодекса называют его современным и справедливым, критики – антинародным и антисоциальным.

Любовь Чижова: Игорь Манылов – один из разработчиков нового жилищного Кодекса, руководитель аппарата Комитета по законодательству российской Государственной Думы. В интервью Радио Свобода он рассказал, что представляет собой по сути новый жилищный кодекс.

Игорь Манылов: Новый Жилищный кодекс - это прежде всего то, что претендовать на получение социального жилья могут только граждане, которые будут отнесены к категории малоимущих, а также отдельные категории граждан, которым такое право будет предоставлено или уже предоставлено отдельными федеральными законами, - ветераны, социально незащищенные слои населения, для которых федеральным законом будет установлена такая возможность. Вообще, кодекс ориентирован на ситуацию, при которой сектор социального жилья не занимает главное положение в общей структуре жилищного фонда, является только его частью, а работают другие механизмы удовлетворения гражданами своей жилищной потребности: приобретение жилья в собственность, использование других механизмов, которые, кстати, не только Жилищным кодексом регулируются, - это и ипотечное кредитование, и жилищные кооперативы. Вступили в силу новые правила, касающиеся управления жилыми домами, и это - решение таких вопросов, как текущий, капитальный ремонт, наведение порядка обслуживания.

Любовь Чижова: Что новый Жилищный кодекс говорит о плате за коммунальные услуги?

Игорь Манылов: Сам кодекс устанавливает порядок формирования вот этой оплаты, определяет ее структуру, определяет, что туда должно входить, что не должно входить. Требуется еще большое количество актов правительства, других нормативных актов, которые будут устанавливать это конкретно.

Любовь Чижова: Заместитель председателя партии «Яблоко» Сергей Митрохин не отрицает, что в новом кодексе есть немало положительного – в частности, все, что касается развития ипотеки. Но в целом документ оценивает негативно. Для чего он принимался - говорит Сергей Митрохин.

Сергей Митрохин: Решает такую совсем не сложную задачу - отделить жилищно-коммунальное хозяйство от государства полностью и оставить население наедине с коммунальными монополиями. В общем-то, несложно такую операцию провести, сложнее было бы обеспечить плавный переход к цивилизованному рынку жилья, такая задача была бы намного сложнее.

Единственный способ добиваться оплаты коммунальных услуг - это выселение. То есть тарифы будут расти, все больше людей не смогут их оплачивать, все больше людей будут отказываться от оплаты. И единственным способом взять у них деньги - по Жилищному кодексу - является выселение. Поэтому местным властям деваться будет некуда, и мы, таким образом, будем плодить количество бездомных. Абсолютно бессмысленная и жестокая мера - по выселению, потому что можно было совершенно другими, более цивилизованными способами заставлять людей платить, например - общественные работы (вот сейчас в Москве некому снег разгребать). Вместо этого будут людей выселять, да еще должны будут строить для них муниципальное жилье - для тех, кто не платит.

Там есть, безусловно, некоторые плюсы, и они связаны с раскрепощением рынка жилья. Но эти плюсы обременены минусами в то же время, потому что воспользоваться ими сможет очень небольшая часть населения - 5-10 процентов. Улучшить жилищные условия в перспективе 10-15 лет сможет очень небольшая часть населения, эта же часть населения повысит спрос на жилье и тем самым взвинтит цену жилья, перекроет доступ к жилью другой части населения.

Там много норм, которые вызывают просто недоумение. Например, государство отказывается от своих обязательств по капитальному ремонту. Также удивляет жестокость государства по отношению к гражданам, которые лишились права на получение бесплатного жилья, например - многодетные семьи. В этом кодексе имеет место совершенно иезуитский порядок определения, кто такой малоимущий - это будет определять субъект Федерации в зависимости от своего финансового положения. Он скажет, что малоимущий - это тот, кто не больше 100 рублей получает в месяц, - и к такой категории будет отнесено 10 человек, допустим. Это просто прикрытие для того, чтобы не давать денег, чтобы сэкономить средства федерального бюджета, а регионы пусть выплывают, как хотят.

Александр Гостев: Вступление в силу нового Жилищного кодекса вызвало бурную реакцию в регионах, причем по большей части эта реакция негативная. О ситуации, в частности, в столице Мордовии Саранске рассказывает наш корреспондент.

Игорь Телин: Вступление в силу новой редакции Жилищного кодекса - самая обсуждаемая сегодня тема в центрах оплаты коммунальных услуг и домоуправлениях Саранска. И хотя об основных положениях нового кодекса говорилось еще с конца прошлого года, жители столицы Мордовии только сейчас стали задумываться о том, какие изменения наступают в их жизни.

Жительница Саранска: Я просто в ужасе от этого закона, потому что я пенсионер и не знаю, как я буду содержать свою комнату. Там налоги на недвижимость, налог на землю, а у меня пенсия - две с небольшим. И как я буду ее содержать? Сегодня я смотрела по телевидению как раз, как прекрасен этот закон, что доступно будет жилье всем. И где-то оно доступно? Вот у меня две дочери - и в каком это моменте оно будет для них доступно? В Москве одна ищет работу, а вторая после окончания института, неизвестно, найдет ли вообще работу. И как они жилье получат, в каком месте и за какие деньги, когда квадратный метр строящегося жилья сейчас достигает 8-12 тысяч? И где это такие заработные платы у нас в Мордовии?

Игорь Телин: Весьма настороженное отношение к новому Жилищному кодексу и со стороны руководителей жилищно-коммунального хозяйства Саранска. Просивший не называть его имени в репортаже главный инженер одного из домоуправлений города Николай Иванович считает, что новый кодекс может вообще разрушить систему ЖКХ.

Инженер домоуправления: С введением нового Жилищного кодекса у нас те люди, кадры, которые работали здесь,- их держало здесь только то, что они могли получить или могли надеяться на получение ведомственного жилья. Теперь с этими надеждами они распрощались, и, я думаю, они могут уйти. Тогда что мне делать? Просто некому будет убирать снег, чистить канализацию и заниматься обслуживанием жилья.

Игорь Телин: Помимо вступления в силу нового Жилищного кодекса, день 1 марта в Саранске отмечен резким ростом - почти на 20 процентов - стоимости коммунальных услуг. И многие горожане связывают вместе эти два события.

XS
SM
MD
LG