Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

К празднованию 60-летия Победы в Петербурге произведена реконструкция Пискаревского мемориального кладбища


Программу ведет Татьяна Валович. Принимает участие заведующая филиалом Государственного музея истории Петербурга "Монумент героическим защитникам Ленинграда" на площади Победы Елена Лезик и корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.

Татьяна Валович: К празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне в Петербурге произведена реконструкция Пискаревского мемориального кладбища, где в годы войны были захоронены жертвы блокады. Сегодня вновь будет зажжен Вечный огонь у монумента Матери-Родины.

Татьяна Вольтская: На Пискаревском кладбище в Петербурге в годы войны, по официальным данным, было захоронено около 420 тысяч жителей блокадного Ленинграда, погибших от голода, холода и артобстрелов, и около 70 тысяч воинов Ленинградского флота и моряков Балтийского флота. Мемориал в его нынешнем виде существует с 60-го года и за все это время ни разу не ремонтировался. В марте 2005 года вечный огонь на кладбище впервые за всю историю мемориала погас - для проведения реконструкции кладбища. Реконструкция вечного огня потребовала переложения газовых труб, установления новой горелки и новой решетки. Что еще сделано на Пискаревке - об этом рассказывает заместитель директора Пискаревского мемориального кладбища Владислав Попов...

Владислав Попов: Конечно, большие братские холмы были уже продавлены, трава совсем уже стала плохая расти на них, покосились отдельные надгробья. К сегодняшнему дню первая очередь ремонта и реставрации закончилась. За это время произведено гранитное мощение главной аллеи, площадки между павильонами боковых аллей и площадок у Родины-мать и также у слезниц у Вечного огня. В очень сложных условиях - приходилось работать и зимой. Большие работы были произведены и по реконструкции и реставрации всех боковых дорожек, по которым посетители проходят и к братским могилам, и к индивидуальным захоронениям. Также были заасфальтированы две вязовых аллеи. К 9 мая мы произвели реконструкцию наших музейных павильонов, там фотографии и надписи не менялись тоже порядка 20 лет.

Татьяна Вольтская: На 6 мая назначена торжественная акция - зажжение обновленного Вечного огня на Пискаревском кладбище. При этом должен быть соблюден обязательный ритуал - огонь будет доставлен факелом от Вечного огня на Марсовом поле. Обновлен не только Пискаревский мемориал, но и Аллея героев в Московском парке Победы. Приведены в порядок бронзовые бюсты дважды героев Советского Союза. Установлена мемориальная плита на месте захоронения детей из блокадного Ленинграда, погибших при бомбардировке эшелона на Новгородской станции Лычково.

Татьяна Валович: Ровно неделю назад после реставрационных и ремонтных работ был открыт «Монумент героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы. Сегодня у нас в гостях заведующая этим филиалом Государственного музея истории Петербурга Елена Лезик.

Елена Витальевна, ровно года назад, когда праздновалось 60-летие снятия блокады Ленинграда, мы говорили о тех проблемах, с которыми столкнулся ваш музей, о том, что вода и гидроизоляция были нарушены. Те ремонтные работы, которые произведены сейчас, насколько спасли положение, довольны ли вы тем, в каком объеме они были проведены?

Елена Лезик: Должна сказать, что мемориальный комплекс не реставрировался со дня открытия, не производился капитальный ремонт настолько полномасштабный, который нам удалось провести в очень короткие сроки в конце 2004 - начале 2005 годов. Конечно, я очень довольна тем, что нам удалось достигнуть, поскольку начали капитальный ремонт мы с основного болевого узла, это гидроизоляция и водоотвод кровли эксплуатируемой. Я объясню. Может быть, для иллюстрации нагляднее будет сказать так: вся площадь, которую привыкли видеть ленинградцы, петербуржцы, приходящие на праздничные мероприятия на площадь Победы, это и есть наша кровля. А эксплуатируемая она потому, что по ней ходят люди, проходят мероприятия, по ней в конце концов ездит уборочная техника, когда необходимо привести памятный комплекс, а это мы делаем регулярно, в должный вид.

Татьяна Валович: Да и транспортный поток, который вокруг площади идет, тоже, наверное, создавал очень огромную нагрузку на почву?

Елена Лезик: К счастью, не на кровлю, поскольку нашей кровли там просто нет, но должна сказать, что транспортный поток давал не только нагрузку на почву, но и достаточно серьезный ущерб приносил скульптурным композициям, которые находятся у нас на площади Победы, украшают, эмоционально наполняют памятник. Поскольку речь шла о ремонтных и реставрационных работах, то здесь, конечно, мы выявили очень серьезные проблемы, когда столкнулись непосредственно с исполнением этих работ. Первое, что нужно было сделать, конечно, привести в порядок кровлю, поскольку дальнейшие ремонтные работы, наверное, были бы бесперспективны и не нужны, поскольку при протекающей кровле мы не смогли бы уберечь новое оборудование, новые сетевые линии от воды талой дождевой, которая с завидным постоянством на протяжении двух десятков лет, ну уж 15 лет-то точно, проникала во внутренние помещения, в экспозиционный зал.

Татьяна Валович: То, что все-таки ремонтные эти работы проводились в осенне-зимний период, это достаточно неблагоприятный в Петербурге период, не сказалось? Кто следит за тем, насколько хорошо была проведена эта реставрация и есть ли какие-то договоры с той фирмой, которая делала? Кстати, кто делал ремонт?

Елена Лезик: Ремонт производила очень известная в нашем городе фирма, это реставрационно-строительная фирма "Интарсия".

Татьяна Валович: Та же, которая реставрировала расстральные колонны?

Елена Лезик: Совершенно точно.

Татьяна Валович: Опытная фирма.

Елена Лезик: Это опытные люди, это специалисты, это профессионалы. Я думаю, что именно такого масштаба крупной фирме удалось бы провести только лишь ремонт в столь короткие сроки.

Слушатель: Это Виктор, город Омск. Победу, как известно, выиграл 9 мая великий советский народ, то есть там были не одни русские, были и казахи, и молдаване, и узбеки, и так далее. Сегодняшняя власть как бы очерняет, говорит, что Сталин - это плохо, диктатор и так далее. Какое отношение имеет сегодняшняя власть ко Дню Победы?

Елена Лезик: Уважаемый Виктор, я должна сказать, что, наверное, прежде всего вопрос должен быть адресован власти, они должны высказаться о своем отношении. Я думаю, любой здравомыслящий человек понимает, что история Великой Отечественной войны - это, пожалуй, на сегодняшний день единственный период, отрезок нашей истории, истории Советского Союза, да и вообще истории нашей страны, которым мы можем гордиться и на примере которого мы можем, наверное, объяснить нашим детям, что есть патриотизм, то самое слово, которое, к сожалению, потеряло остроту в силу того, что его используют в различных аспектах, в различных высказываниях и контекстах.

Татьяна Валович: Самое главное, чтобы и нынешняя и последующая власть позволяла найти те исторические данные, правдивые, которые бы позволили людям составить полную картину о том, что происходило, потому что, безусловно, война была разной, у нее разные лица. Мне пришлось столкнуться с очень интересным высказыванием, что войн было столько, сколько было людей. То есть для каждого она была своя. Вероятно, вопрос Виктора состоял в том отношении нынешней власти к ветеранам Великой Отечественной войны. Это, конечно, больше вопрос к государственным чиновникам, нежели к Елене Витальевне. Я хотела бы продолжить вопрос о той реконструкции, которая была произведена. Какие-то страховые гарантии фирма "Интарсия" дала? Как она будет в дальнейшем следить, если, не дай бог, что-то будет происходить, чтобы те деньги, которые вложены были, а это, насколько я понимаю, достаточно немалая сумма, не были потрачены зря?

Елена Лезик: У нас на протяжении всего периода проведения работ проходили и оперативные совещания, и внеплановые оперативные встречи, и так далее. Поэтому приходилось общаться не только на строительной площадке при выполнении работ с "Интарсией", но и во вполне рабочей, такой офисной обстановке, в которой можно было обсуждать эти проблемы для того, чтобы принять нужное решение. Когда мы только приступали к работам, мы изначально договорились, что мы работаем на результат, мы работаем по проекту, естественно, по проектной документации, мы работаем в рамках сметной стоимости достаточно высокой. Мне понравился подход работы на результат. А пришлось нам действительно очень тяжело, поскольку выявлялись какие-то моменты, которые не были учтены проектом, которые нельзя было предусмотреть, даже строительные объемы были увеличены, потому что выявлены они были дополнительно.

Татьяна Валович: Уже в ходе работ?

Елена Лезик: В ходе работ. К сожалению, это фактор, от которого невозможно ни отвернуться, ни закрыть глаза. Были увеличены строительные объемы в силу объективных причин, были выявлены эти дополнительные объемы. Но тем не менее была договоренность работы на результат, и этот результат на сегодняшний день уже есть, то есть в наше служебное помещение, в наш экспозиционный зал, что очень важно, не попадает дождевая талая вода, несмотря на то, что мы пережили практически весенний период, период таяния снега. Естественно, еще нужно дорабатывать, поскольку вы сами справедливо заметили, что работы велись в очень сложный сезон. А произошло это только потому, что очень долго проходили конкурсные процедуры, очень долго выбирали компетентные специалисты, кому же можно доверить эту работу, какой же специалист, какая же фирма, проявившая себя уже в такого рода работах, могла бы взяться за этот сложный объект. Поскольку эти процедуры шли очень долго, мы приступили к работам фактически в конце августа.

Татьяна Валович: Кроме той гидроизоляции, о которой вы все время говорите, вы сказали, что это и реставрационные работы, то есть сам комплекс, вот эти гранитные монументы - с ними тоже какие-то работы проводились?

Елена Лезик: Да, разумеется. Все ленинградцы и петербуржцы прекрасно знают, что памятный комплекс создан из так называемых вечных материалов, это бронза, гранит, это латунь, это чугун, множество видов металлов, видов природного камня, которые требуют особого ухода. На протяжении 30 лет профессиональной очистки этих материалов от накопившихся пылевых, грязевых, патинных наслоений, что касается скульптуры, не производилось. Поэтому, когда специалисты провели диагностику состояния гранита, патины скульптур и многих других узлов и элементов памятного комплекса, то выяснилось, что он требует реставрации. А юбилей, 60-летие Победы, нас просто обязывал привести памятный комплекс в порядок. Очень много позолотных работ было проведено. Практически все позолоченные надписи на фрезе гранитного кольца, на внешней части гранитного кольца, который встречает петербуржцев, приходящих на площадь Победы, это эпическая надпись "Подвигу твоему, Ленинград", очень многие надписи в памятном зале, мраморные поверхности, мраморные панно, все это было отреставрировано, очищено, камень был отмастикован, камень был навощен специально для того, чтобы долгое время сохранялся эффект очищения.

Татьяна Валович: Вам пришлось гасить факелы Вечного огня?

Елена Лезик: Разумеется. Я думаю, что очень многие петербуржцы помнят облик монументов в период капитального ремонта. Это были достаточно причудливые домики, которые профессионалы-строители называют тепляками, так вот в этих тепляках создавалась положительная температура, а для того, чтобы создать положительную температуру на скульптурных композициях или на фризе гранитного кольца, нужно было создать эти домики. Должна сказать, что это все очень трудно, все очень сложно.

Татьяна Валович: Елена Витальевна, что касается самой композиции, что было обновлено в результате тех работ? Является ли она такой застывшей или вы все-таки привносите что-то новое?

Елена Лезик: Мы, конечно же, старались обновить композицию, но не концептуально, а наполнением. Я думаю, что изменение композиции, наверное, в данной ситуации стало бы иллюстрацией хорошей поговорки "лучшее враг хорошего". Эта экспозиция была создана в 70-е годы.

Татьяна Валович: В 70-м году был несколько иной взгляд даже на блокаду. В связи с открытием архивов, с новыми данными что-то вы пополняете?

Елена Лезик: Хочется сказать, что экспозиция памятного зала "Монумента героическим защитникам" не является исторической в полном смысле слова, она историко-мемориальная. Естественно, когда она создавалась, туда попадали предметы, которые могли бы без комментариев иллюстрировать эпоху, иллюстрировать необходимые аспекты для того, чтобы объяснить, что происходило в блокадном Ленинграде, что происходило на фронтах, что делала промышленность, как жил город и прочее. Я хочу сказать, что не только можно говорить о наполнении экспозиции экспонатами. Мы рассматривали всегда свой памятный зал, который так любят ленинградцы, вкупе с теми техническими средствами, которые позволяют нам передать и колорит эпохи, и оттенок этот исторический, донести, может быть, не до сознания, не до интеллекта, а до души человеческой, вот на это всегда была нацелена экспозиция. Я считаю, что рассматривать обновление экспозиции нужно и с технической точки зрения. Мы сумели обновить системы, которые позволяют нам передать историю обороны блокадного Ленинграда. Мы, естественно, поработали в фондах музея истории города, мы, естественно, нашли новые предметы и, конечно, смогли обновить и систему звукофикации и кинопоказа, мы смогли обновить систему освещения памятного зала, что очень важно, поскольку, к сожалению, за 30 лет многое пришло в негодность. Что касается системы электроосвещения памятного зала, здесь можно было говорить о 80-процентном износе всего оборудования. Сегодняшний свет позволяет показать и архитектурные особенности памятного зала, и задумки, символы более ярко показать, например, стены необычные памятного комплекса, которые стилизованы под стены оборонительных сооружений, которые строились под Ленинградом в первые месяцы битвы за Ленинград, в июле-августе 1941 года, показать знамена более ярко, подсветить их специальным оборудованием, специальной осветительной техникой. Кроме этого, мы провели большую работу по очистке мозаичных панно от пылевых, грязевых наслоений. На сегодняшний день панно представляют собой удивительные яркие дополнения к экспозиции, тем более что эти два панно концептуально выстраивают экспозицию и дают возможность увидеть петербуржцам, посетителям памятного зала, что здесь показана история обороны и блокады Ленинграда от начала до победного конца.

Татьяна Валович: В связи с развитием музейного интерактивного пространства допускаете ли вы какой-то интерактив? Особенно ведь это важно детям. Сейчас открылась замечательная выставка Музея воды, Водоканал организовал, там они могут и прослушать, и поучаствовать, и сбегать в бомбоубежище, то есть они вовлекаются в действие, которое помогает им такую атмосферу ощутить. Приходя в ваш музей, все-таки нужно внимание, это очень тяжело для детей. Какие-то новые методы, какие-то компьютерные методы вы собираетесь применять?

Елена Лезик: Естественно, мы пытаемся строить диалог с посетителями памятного комплекса на том языке, на котором это необходимо той или иной возрастной категории, в первую очередь, детям. Я прекрасно понимаю, что история Великой Отечественной войны отодвинута уже во времени, это объективный факт. Прошло 60 лет после окончания Великой Отечественной войны, и, естественно, ребятишки современные воспринимают историю обороны и блокады Ленинграда иначе, чем, скажем, воспринимало наше поколение, которое воспитано было на этом. Я хочу сказать, что, чтобы заговорить на этом языке, нужно создать специальные программы. Поскольку памятный комплекс все-таки носит более мемориальный характер, характер памятного места, где, может быть, интерактив не всегда уместен, мы, не трогая экспозицию, не вторгаясь в интерьер памятного зала бестактно, грубо, создаем программы, которые позволяют привлечь внимание посетителей разных возрастов к этой теме. Например, мы пытаемся говорить о самых разных аспектах обороны и блокады Ленинграда. Сегодня в 15 часов в Памятном зале откроется, на мой взгляд, удивительная выставка флористических работ, которая называется "Букет Победы-60". В прошлом году, когда наш город праздновал 60-летие снятия блокады, мы именно под знаменем этого юбилея провели первый раз такую выставку, и она имела громадный успех. На мой призыв откликнулись ведущие флористы города и создали свои композиции на заданную тему, на тему подвига народа, на тему обороны города, на тему трагедии блокады. Настолько получились они эмоциональны, душевны, искренни, что это вызвало большой отклик посетителей, многие из них, оставляя отзывы в "Книге отзывов" памятного комплекса, просили проводить эту выставку как можно дольше. Но поскольку цветы - живой материал, мы не могли этого сделать. Мы еще тогда, год назад, решили повторить эту выставку, но в более расширенном масштабе. Сегодня в 15 часов я всех слушателей приглашаю к нам в памятный зал на церемонию торжественного открытия этой выставки. Церемония пройдет очень красиво, там будут и песни военных лет, и песни современные о нашем городе, и стихотворения, которые были написаны специально к этой выставке, и, конечно же, сами экспозиции. Буквально вчера мы завершили работу над созданием этой выставки, поскольку действительно все нужно делать быстро.

Татьяна Валович: Она будет доступна все эти праздничные дни?

Елена Лезик: Да, она будет доступна все эти праздничные дни. Естественно, никакой дополнительной платы и платы вообще мы не берем с посетителей за посещение памятного комплекса. Поэтому все желающие смогут ее увидеть, а главное, почувствовать те эмоции, которые переживали флористы, создавая свои композиции.

Татьяна Валович: А какие еще мероприятия запланированы в эти дни, чем начнете отмечать?

Елена Лезик: Сегодня мы откроем выставку, а уже совсем скоро, 8 мая, в рамках программы празднования 60-летия Победы на площади Победы пройдет торжественное возложение цветов к монументу. Это будет очень красивая и, на мой взгляд, может быть, менее традиционная, чем это происходило в обычные даты 9 мая, церемония с различными режиссерскими приемами.

Татьяна Валович: А кого вы привлекаете для разработки церемонии, которая, с одной стороны, должна какие-то протокольные вещи включать в себя, а с другой - быть такой, чтобы до души доходило?

Елена Лезик: Конечно, этим занимаются профессионалы, профессиональная режиссура, естественно, здесь задействована. Очень большую роль в этом играет и сам коллектив монумента, поскольку мы видим людей, которые к нам приходят, мы понимаем, что им нужно, какие слова нужно произнести в такие моменты, поэтому мы принимаем живейшее участие в создании этих программ. Ну, а вообще, конечно, все должны делать профессионалы. Мы музейную работу свою делаем на высоком уровне, и я полагаю, что именно это позволяет сохранить интерес к мемориальному комплексу долгие годы.

Татьяна Валович: Насколько затратны для музея, для города такие церемонии, какой бюджет должен быть для поддержания музея в будущем, чтобы не допустить до такого состояния, как было перед реставрацией музея?

Елена Лезик: По крайней мере, необходимо стабильное финансирование. Если бы оно было на протяжении 30 лет, то нам бы не пришлось сегодня вкладывать громадные деньги, а я хочу озвучить эту цифру, это более 100 миллионов рублей, столько мы потратили на то, чтобы восстановить систему гидроизоляции и провести полномасштабную реставрацию памятного комплекса. Я хочу сказать, что если бы систематически, планомерно выделялись средства для того, чтобы реставрировать памятник, если бы у руководителей различных звеньев доставало терпения, мужества, может быть, где-то сражаться за то, чтобы памятник имел стабильное финансирование, то сегодня городу не пришлось бы платить так дорого за ремонт.

Татьяна Валович: Финансирование поступает из городского бюджета или вы относитесь к федеральным памятникам?

Елена Лезик: Нет, мы относимся к городским памятникам, мы являемся филиалом Государственного музея истории Санкт-Петербурга и, соответственно, у нас городское обеспечение и городское финансирование, и подчинение также городское, не федеральное. Поэтому, к великому сожалению, несмотря на то, что такой большой юбилей подошел все-таки и мы его должны отпраздновать должным образом для того, чтобы все понимали, что память о войне живет и будет продолжать жить, мы не получили никакого финансирования именно федерального уровня. Все затраты на капитальный ремонт системы гидроизоляции, реставрацию и прочие работы, которые еще предстоит провести по инженерным сетям, поскольку все тоже имеет достаточно серьезный износ, взял на себя город. К сожалению, сейчас не удалось в полном объеме получить финансирование, поскольку мы должны были представить петербуржцам памятный комплекс отреставрированным и отремонтированным в том процентном соотношении, в каком успевали к юбилею Победы. Поэтому можно говорить о первой очереди ремонтно-реставрационных работ.

Татьяна Валович: Не получится так, что сейчас пройдет, отшумит праздник, и музей опять останется недофинансированным?

Елена Лезик: Очень хорошо, что вы затронули эту тему, потому что меня это тоже очень волнует, особенно в свете последних событий, поскольку сейчас обсуждается вопрос об объеме финансирования на капитальных ремонт инженерных сетей. Я считаю, что те затраты, которые были представлены в сметных документах, разработанных уже на сегодняшний день, многие из этих документов прошли экспертизу, есть фиксированная устоявшаяся цена. Но есть проекты, которые до сих пор находятся в работе, к сожалению, поскольку нам не довелось все это в очень короткий срок успеть. Согласно той сметной документации нам потребуется еще 48 миллионов рублей на то, чтобы ликвидировать все проблемы, связанные с эксплуатацией инженерных сетей, а это эксплуатация системы электроснабжения, системы вентиляции и кондиционирования воздуха, пожарной охранной сигнализации, системы отопления, дренажной системы и, разумеется, ремонт внутренних помещений, который потребуется после этой полномасштабной замены всех сетевых линий.

Слушатель: С вами говорит бывший работник архитектурного управления. После завершения памятника я разговаривала с главным экспертом экспертного управления Ленинграда, он мне сказал, что завершать стелу должна была фигура Матери-Родины с ветвью, но, к сожалению, тогда не хватило денег, потому что часть денег собиралась от ленинградцев. Меня этот вопрос очень волнует, потому что это архитектурный комплекс, который завершает магистраль, это очень важный элемент для Петербурга. Ленинградцев называли эту стелу "крематорий". Очень важно завершить ее. Надо собирать деньги с петербуржцев. Я со своей жалкой пенсии готова пожертвовать. Но надо открыть счет. Мы тогда переживали, с каким огорчением это тогда воспринимали, что не был завершен памятник.

Татьяна Валович: Есть ли проекты по завершению и обсуждается ли это сейчас?

Елена Лезик: Я должна поблагодарить уважаемую слушательницу за то, что она, даже не имея большого количества финансовых средств для собственного существования, готова снова поддержать памятник, как это произошло в 70-е годы. Действительно, в 70-е годы был открыт счет и не только ленинградцы, но и все граждане Советского Союза перечисляли средства. А ленинградцы еще и работали добровольно при создании монумента. Я хочу сказать, что завершение памятника, наверное, не планируется, по крайней мере, в ближайшее время, поскольку он завершен в том виде, в каком его запланировали авторы, это два ленинградских архитектора Валентин Каменский и Сергей Сперанский, скульптор Михаил Константинович Аникушин. Совершенно справедливо подмечено, что один из вариантов проекта "Монумента героическим защитникам" имел такую архитектурную деталь-доминанту, и вместо обелиска предполагалось соорудить достаточно вытянутый постамент, который должны была венчать 8-метровая фигура богини победы Ники со знаменем и ветвью. Это задумка скульптора Аникшина, которая не была воплощена, потому что, к сожалению, проект был пересмотрен и появился обелиск. Обелиск до сих пор вызывает достаточные споры именно в силу своей архитектурной особенности. Возможно, он ассоциируется у граждан с различными сооружениями, даже, может быть, с трубой крематория. Но тем не менее, насколько мне довелось оценивать этот памятник, рассказывать о нем многочисленным посетителям, обелиск не так плох и не настолько он довлеет и чужероден ансамблю мемориального комплекса, наверное, он и виден-то лучше именно из района Пулковских высот, где шли бои, он прекрасно виден в перспективе Московского проспекта. На южной грани обелиска высечены даты 1941-1945 годы. На сегодняшний день облик монумента сформировавшийся, может быть, и его не надо менять.

Татьяна Валович: Уже для целого поколения, 30 лет прошло, это созданный единый образ.

Елена Лезик: Образ, организм, который вжился уже и в архитектурный облик площади, и в ансамбль Московского проспекта.

Татьяна Валович: Елена Витальевна, те проекты, которые существовали, они где-то выставлены у вас в мемориальном комплексе или такой композиции нет? Какие вообще рассматривались варианты?

Елена Лезик: История создания монумента восходит еще к военным годам. Первый конкурс на лучший проект монумента прошел в 42-м году, и было представлено свыше 40 проектов на лучший проект памятника защитникам Ленинграда. Но, естественно, война внесла свои коррективы, и вернулись к вопросу создания монумента только в конце 50-х.

Татьяна Валович: Этот кусочек истории как-то отражен в экспозиции?

Елена Лезик: В экспозиции нет, но в рассказах профессиональных экскурсоводов, которые встречаются посетителей, это отражено всегда. Мы пытаемся иллюстрировать этот факт, что существовало несколько проектов, даже когда в 70-е годы уже был создан творческий коллектив в составе Аникушина, Каменского и Сперанского, было представлено 3 проекта, вот это третий вариант.

XS
SM
MD
LG