Ссылки для упрощенного доступа

Суд по вопросу экологической безопасности проекта "Сахалин-2"


Программу ведет Полина Ольденбург. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Катыс.

Полина Ольденбург: 4 мая 2005 года в Пресненском районном суде города Москвы состоялось очередное судебное заседание по иску граждан и общественных организаций об оспаривании отказа Правительства РФ, МПР РФ и компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд" в предоставлении информации об экологической безопасности проекта "Сахалин-2".

Марина Катыс: Компания «Сахалин Энерджи» уже несколько лет ведет работы на Сахалинском шельфе в рамках проекта «Сахалин-2». Общественные организации уже неоднократно обращались с требованиями к компании применять более современные и экологически безопасные технологии, но нефтяники продолжают нарушать российское природоохранное законодательство.

В последнем иске экологов к компании одним из пунктов запрашиваемой информации был факт, связанный с массовой гибелью сельди в Охотском море в 1999 году.

За разъяснениями я обратилась к представителю экологического правового центра «Родник» Юлии Якель.

Юлия Якель: Государственные органы власти и компания "Сахалинская энергия" не предоставили информацию, которую запрашивали граждане и общественные организации. Это случилось в 2001 году, когда началась реализация второго этапа проекта "Сахалин-2". Ряд граждан и общественных организаций обратились в Министерство природных ресурсов, в правительство Российской Федерации и в компанию "Сахалин Энерджи" с просьбой предоставить информацию о соблюдении норм природоохранного законодательства. Правительство Российской Федерации не ответило нам на запросы, а переслало наш запрос в Министерство природных ресурсов и Министерство энергетики Российской Федерации.

Марина Катыс: В чем была суть запрашиваемой информации, чего она касалась?

Юлия Якель: Она касалась гарантий экологической безопасности осуществления данного проекта. Мы, в частности, просили предоставить информацию о том, проходил ли проект государственную экологическую экспертизу, получили ли они положительное заключение.

Марина Катыс: И в результате вы подали иск.

Юлия Якель: Да. Вот эти граждане и общественные организации обратились в суд в то время с жалобой о признании действий правительства, Министерства природных ресурсов и компании незаконными и обязании предоставить запрошенную информацию.

Марина Катыс: И как среагировала компания "Сахалин Энерджи" на ваш иск?

Юлия Якель: Дело до первого своего рассмотрения пролежало в суде более двух лет, то есть два года у нас ушло на обжалование незаконных определений об отказе в принятии данного заявления в производство суда. И в результате, когда дело наконец-то было принято и состоялось первое заседание, компания и все ответчики отрицали свою вину в том, что она не предоставили запрошенную информацию, и пытались объяснить, что они не обязаны предоставлять эту информацию.

Марина Катыс: А на самом деле компания обязана предоставлять информацию?

Юлия Якель: На самом деле да. По Закону Российской Федерации об информации, информатизации и защите прав граждан на информацию они обязаны предоставлять информацию подобного рода. Данная информация не является конфиденциальной, не является коммерческой тайной и данная информация представляет общественный интерес.

Марина Катыс: А почему компания отказывается предоставить такую, казалось бы, достаточно безобидную информацию о своей деятельности?

Юлия Якель: Они свои действия никак не поясняют и пытаются закрыть данный процесс с помощью всяких процессуальных моментов. То есть они напрямую на данный вопрос не отвечают.

Марина Катыс: Допустим, судебное разбирательство иска общественных организаций к нефтедобывающей компании "Сахалин Энерджи" будет решено в пользу общественных организаций. Какой максимальный эффект от этого надеетесь вы получить и в чем он будет выражен?

Юлия Якель: Мы получим, наконец-то, требуемую информацию и сможем тогда дальше продолжать свои действия по защите благоприятной окружающей среды на Сахалине при реализации данного проекта.

Марина Катыс: Можно ли будет говорить о том, что будет создан прецедент?

Юлия Якель: Относительно компании - да. Потому что относительно министерства, государственных органов уже есть судебные прецеденты, судом обязывались данные органы предоставить гражданам запрошенную информацию. Относительно каких-то промышленных компаний таких еще не было судебных прецедентов.

Марина Катыс: Следующее судебное заседание по иску общественных организаций к нефтедобывающей компании «Сахалин Энерджи» назначено на 3 июня 2005 года.

XS
SM
MD
LG