Ссылки для упрощенного доступа

В Узбекистане продолжается информационная блокада


Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.

Арслан Саидов: Российские правозащитники обвиняют узбекские власти в том, что они спровоцировали вооруженное выступление граждан в депрессивных регионах республики. По мнению экспертов, международные организации немедленно должны принять участие в расследовании трагедии в Андижане. Продолжит тему корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.

Мумин Шакиров: Информационная блокада продолжается в Узбекистане. Президент Ислам Каримов и его окружение дезинформируют мир о том, что на самом деле происходит в Андижане и в других городах Ферганской долины. С этих слов начали свое выступление российские правозащитники. По их мнению, официальный Ташкент пытается выдать народный протест и стихийные митинги исключительно как вооруженное восстание религиозных экстремистов. Главный координатор программы "Права человека в Центральной Азии" Виталий Пономарев убежден, что узбекские власти спровоцировали трагедию в республике.

Виталий Пономарев: Тотальное подавление инакомыслия гражданских свобод не оставляет народу легитимных форм выражения протеста. Поэтому сама диктатура провоцирует радикализм и служит серьезным источником дестабилизации всего Центрально-Азиатского региона. Несмотря на любые действия со стороны повстанцев, как угодно можно называть вооруженных лиц, а также большую невооруженную толпу, не допустимым было властям открывать огонь по невооруженным гражданам.

Мумин Шакиров: До сих пор очень мало информации о том, кто были на самом деле эти люди, поднявшие оружие против официальных властей. Этот пробел сегодня пытался восполнить главный редактор сайта Фергана.ру Даниил Кислов, которому удалось с помощью собственного корреспондента в Андижане связаться с одним из повстанцев, захватившем здание областной администрации накануне штурма.

Даниил Кислов: Я не знаю его имени, он не указал. Я попросил его назвать себя, он сказал - нет. Видимо, они еще надеялись на что-то, может быть, еще продолжали бояться, хотя в конце нашей беседы я услышал от него, что они готовы идти на смерть.

Самое главное, первое, что я услышал от одного из руководителей группы "Акармия", он принадлежал к тому числу 23 людей, которые обвинялись, по которым проходил как раз этот суд. Он был освобожден своими родственниками, друзьями, жителями Андижана из этой же самой андижанской тюрьмы и потом возглавил это восстание, грубо говорят. Первые слова, которые он произнес по мобильному телефону, узнав, что я представитель московского информационного агентства, это были слова не просьбы, а мольбы, почти что плача о том, что: "Ребята, позвоните Путину. Россия помоги нам. Мы не радикальные мусульмане. Мы боремся за работу, за хлеб, за свои политические права". Он говорил очень эмоционально. У меня сразу тогда возник вопрос, что получается какой-то нонсенс. Вроде бы уже как бы озвучено, что это религиозно-экстремистская группа и просит помощи не у "Аль-Каиды", ни у Саудовской Аравии, ни у Арабских Эмиратов, а у Путина. Извините, почему? Это вопрос, который я оставляю риторическим.

Мумин Шакиров: Для большинства узбекского населения Россия ассоциируется с демократией, социальной справедливостью и доступными для простых граждан магазинами и супермаркетами. Так Даниил Кислов объясняет симпатии андижанцев, просящих помощи у русских. Об этом свидетельствуют опросы, проведенные среди митингующих.

Журналисты в Узбекистане продолжают работать в условиях тотальной информационной блокады. Жителям республики все эти дни не были доступны ни Интернет, ни радио, ни телевидение, рассказывающие об Андижане, хотя вчера ситуация, по мнению Кислова, немного изменилась.

Даниил Кислов: Нас немного удивило. После конференции Каримова, на которой он выступил, вдруг по «Камалак-ТВ», упомянутому мной, стали показывать открытое и даже эфирное НТВ. В 3 часа вчера был посвящен Узбекистану Андижану, он прошел. Жители Ташкента видели его. Они очень удивились. Сегодня я получил письмо от корреспондента, от друга ташкентского, который пишет о том, что Фергана и все остальные сайты открываются легко, чего не было уже практически 5 лет. Это просто новая текущая информация. Мы ее сейчас будем как-то проверять и пытаться осмысливать. До этого блокировка была тотальная.

Мумин Шакиров: В связи с этим российские правозащитники считают, что в расследовании событий в Андижане должны принять участие международные эксперты.

XS
SM
MD
LG